6 февраля 2013 г. всем собравшимся в Боярским палатах в рамках
проекта Сквозное действие было предложено услышать историю «Вишневого
сада» (А.П. Чехова) в интерпретации
режиссера, педагога, создателя авторской лаборатории в Школе
драматического искусства Игоря Лысова и вместе с ним найти разгадку
уникального типа русского человека: человека, сошедшего с ума от
действительности, сбежавшего, кое-как вылечившегося, вернувшегося в
Россию, еще раз сойдя с ума - сбегающего теперь окончательно.
Чацкий-Мышкин-Раневская...
«Вишневый сад» в режиссерской транскрипции
И. Лысова - пьеса не о крушении идеалов, а о факте самоуничтожения
русской интеллигенции - класса, который можно сравнить с Древней Грецией
по философскому и художественному образованию, классу, который получил
сумасшедшую возможность заниматься исключительно собой и своим
совершенствованием. Правда, к России это имело исключительно
опосредованное отношение.
В разговоре неминуемо возникла и такая
важная тема, как «Чехов и Пауза». Пауза в чеховской драматургии есть
чуть ли не единственный ключ к сюжету и, собственно, к смыслу его
произведений. Вследствие чего разбор текста будет основан на
внимательном отношении к паузе и представлении реплик как ремарок.
Именно, реплики создают то, что обычно пишут в качестве подсказок
драматурги - в отличие от Чехова, который своими ремарками, скорее
всего, создает скорость настроение происходящего, а не содержание.
Исключение - ПАУЗА.
Сквозь текст пьесы можно увидеть ту тайну,
которую описал Чехов (знал ли он о ней – неизвестно). Тайна эта -
НЕСПАСАЮЩАЯ КРАСОТА.