Софья Ефимова
"Жилая комната, или Pièce à vivre", перформанс хореографов Анны Абалихиной и Ивана Естегнеева на музыку Давида Монсо, Atelier de Paris Каролин Карлсон и арт-площадка "Станция" (Кострома)
В лаконичном видеопространстве белой комнаты двое – Он и Она. Здесь особое время, особый ритм; их жизнь проходит, словно смена слайдов. Повествование нелинейно. Здесь нет полутонов, но есть недосказанности, намеки. В их видеомире всего три цвета: белый, черный, красный. В этой комнате осень сменяет весну, страсть – равнодушие. Одиночество вдвоем – их обычная одежда, но они не могут уйти и не могут расстаться.
Это «Pièce à vivre» или «Жилая комната» – перформанс, междисциплинарный проект хореографов Анны Абалихиной и Ивана Естегнеева на музыку Давида Монсо. Не далее как в октябре фестиваль «Территория» открылся перформансом «Фрагмент бесконечности», созданным Абалихиной и французским художником Лораном Перно. Перформанс Абалихиной был приурочен к открытию одноименной выставки Перно в Музее современного искусства. Тема времени, памяти, забвения и человека в центре этого всего оказывается сквозной в творчестве хореографа Анны Абалихиной.
«Жилая комната» – это запечатленный фрагмент отношений мужчины и женщины. Почему перформанс? Да потому что в спектакле участвуют сами его создатели. Сложно определить, в каком городе, в какой стране они находятся. Они будто существуют вне времени, все вокруг них монотонно, их отношения развиваются в рамках этой комнаты. Он сидит за белым столом на белом стуле, она находится по другую сторону комнаты, спроецированной на полотно, и мы видим лишь очертания женщины. Вроде бы они вместе, но все равно по отдельности. Вот она оказывается по эту сторону экрана, вместе с ним, садится на другой белый стул. Теперь они вместе. Но каждый хочет сохранить свою индивидуальность. Между ними – то стул, то стол, они бегут навстречу друг другу, но каждый пытается ограничить свое, личное пространство. Словно борьба противоположностей, притяжение растет, и они уже не могут его контролировать. Он дарит ей красные туфли-лодочки, она надевает их. Танец. Ночь сменяет день, затем наступает утро. Красная видеофигура появляется в комнате – то ли звезда, то ли цветок, а может быть, сердце. Фигура увеличивается все быстрее и быстрее, и музыка диктует им ритм, и вот они танцуют. Страсть. Они напоминают героев игры The Sims: строительство их жизни разворачивается в виртуальном мультимедиа-пространстве, и они становятся собственными героями. Комната поворачивается, они вместе с ней. Желание быть вместе здесь и сейчас, стараясь найти общую точку равновесия и опоры в их вселенной. В этой комнате то растет дерево, то крутится вентилятор, а в какой-то момент в открывающемся шкафу возникает скелет. Так видеохудожники Ян Калнберзин и Евгений Афонин организуют это пространство.
Анна Абалихина известна междисциплинарной открытостью своих перформансов: совмещение танца, видеоряда, инсталляций, музыки, графики. Иван Естегнеев более десяти лет руководит компанией современного танца в Костроме. «Жилая комната» - это франко-российский проект, ко-продукция Atelier de Paris Каролин Карлсон и арт-площадки Станция (Кострома). Показы в Москве проходят при поддержке Французского института и участии Gare Numérique (Jemount, France).
Существуя в мультимедийном пространстве комнаты, Абалихина и Естегнеев пытаются построить единый мир, один на двоих, мир для двоих, в едином пространстве. Они вписывают сложный комплекс отношений мужчины и женщины в рамки небольшой жилой комнаты. Небольшое пространство, с одной стороны, ограничивает их личную свободу, а с другой – объединяет их здесь и сейчас. Они учатся существовать вместе в построенном мире, хотят говорить на общем языке. И этим языком становится танец. Абалихина и Естегнеев создают свою диалектику движений, которая может как притянуть их друг к другу, так и оттолкнуть.
«Жилая комната» интересна тем, что назвать ее только перформансом сложно. Это целый многоступенчатый проект, в котором драматический язык совмещается с танцем, жестом, пластикой и видеоартом, где видеографика становится сценографией, а музыка – режиссером. Фрагмент их жизни в белой комнате выстраивается в соответствии с музыкой, то нарастающей, то затихающей, становящейся не только режиссером, но и выразителем чувств мужчины и женщины.
Фотографии предоставлены пресс-службой Центра имени Вс. Мейерхольда.
Софья Ефимова - журналист, филолог, компаративист. Окончила журфак МГУ (2011), магистратуру Сорбонны по сравнительному литературоведению (2014). Занимается изучением восприятия театра французского драматурга, актера и режиссера Саша Гитри (1885-1957) во Франции и России. Переводит пьесы Гитри на русский язык.