Татьяна Черкасова
Читка пьесы Ивана Вырыпаева «Невыносимо долгие объятия», читка-перформанс «Dostoyevsky-trip» по роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы» и коротко о Молодежном театре Les Partisans (Ижевск)
Уже четвертый год подряд ижевский Центр современной драматургии и режиссуры (ЦСДР) открывает сезон читкой пьесы Ивана Вырыпаева. Эволюционировав от «Иллюзий» до свежих «Невыносимо долгих объятий», отойдя от вдалбливающей и даже морализаторской манеры чтения, актеры театра Les Partisans представили на суд зрителя стильную читку. Погружающиеся в синий свет, внимающие чарующему голосу вселенной, актеры говорят о том, что красной нитью проходит через последние работы Вырыпаева, — о пути. Пути «домой» или в другой уголок вселенной, пути к новому уровню существования и осмысления. Энергетический посыл пьесы настолько силен, что в конце сложно найти равнодушного: кто-то погружается в пучины экзистенции и самопознания, другой сетует на обилие излишней натуралистичности, нужной в большей степени для контраста между обыденностью и проповедничеством Вырыпаева. Третий радуется уместным музыкальным вставкам, делящим ткань пьесы на логичные отрезки.
Открытие сезона определило дальнейшее направление развития ЦСДР: качество, стиль и сохраняющийся диалог со зрителем, выражающихся в обязательных обсуждениях после читок и внимании к отзывам в интернете. Независимый театр не собирается останавливаться на достигнутом, а продолжает играть с формой и способами донесения новой театральной культуры до широких масс, в представлении которых театр — нечто бальзамированное, на свалке истории. От полумультипликационной сказки «для подростков и не только» под названием «Кот» (по пьесе местного драматурга Миши Соловьева) до «трипа» в один из самых великих романов русской литературы «Братья Карамазовы» в пространстве современного ночного клуба БВИ под кодовым названием «Театр на танцполе». Роман, умело сокращенный, не потерял особенностей литературного языка и даже выиграл за счет песенных и музыкальных вставок. Здесь были и лучшие представители русского рока вперемешку с русским же рэпом, узнаваемые образы гопников-хипстеров.
Подробнее о театре рассказывает режиссер театра Les Partisans Павел Зорин:
- Я читала в журнале «Театр» про вас статью под названием «Ижевская театральная аномалия». Скажите, действительно ли вы аномалия и откуда вы взялись?
- Мы выросли из студенческого театра, который изначально был франкофонным, т.е. студенты, изучающие язык, играли спектакли на французском. Отсюда и наше название: Les Partisans, в переводе с французского означающее «единомышленники». Потом мы все больше отходили от французского языка, ушли из университета, стали независимым молодежным театром. А в 2012 году открыли в Ижевске Центр современной драматургии и режиссуры, где сейчас показываем спектакли каждые выходные.
- В ноябре вашему ЦСДР исполняется всего три года. Он сейчас очень популярен в городе, в том числе и среди молодежи, которая в наши городские театры обычно не ходит. Спектакли идут с постоянными аншлагами. В прошлом сезоне вы были выбраны во внеконкурсную программу фестиваля «Золотая Маска», чего, если я правильно понимаю, не было ни с одним театром Ижевска за все двадцать с лишним лет существования премии. Скажите, в чем секрет такого стремительного взлета вашего театра?
- Конечно, все гораздо сложнее. Это произошло не за три года. Нашему театру в этом году исполнилось уже десять лет – и все эти годы можно считать долгой подготовкой к тому, что мы сейчас делаем. В первую очередь, все это время я учился как режиссер, но не в учебном заведении, — у меня нет режиссерского образования — а на практике. Мы ставили спектакли, ездили на фестивали, в том числе и во Францию, куда меня пригласили поставить детский спектакль с профессиональной труппой театра марионеток и так далее. Это был большой опыт, полный проб и ошибок. Да и сейчас эта учеба продолжается, всех наших актеров можно считать актерами-студентами, которые тоже учатся не в актерском ВУЗе, а в молодежном театре. Основной костяк труппы пришел в театр как раз в начале 2012 года, почти без опыта игры на сцене, таким образом, сейчас они равны студентам-четверокурсникам. Все наши спектакли, читки, перформансы можно рассматривать как программу обучения – мы растем и учимся вместе с нашими зрителями, что я считаю очень важным. Каждый раз мы ставим себе задачи, которых не было раньше, пытаемся осваивать новые жанры, новые методики, может быть, даже новые способы существования на сцене.
- И все-таки это похоже на авантюру – открыть ЦСДР с нуля. Сколько у вас было готовых спектаклей, когда вы открывались?
- У нас было всего два спектакля — «Пощечина общественному вкусу» и «Про завод и про меня». Поэтому в первый сезон мы сделали упор на читки современной драматургии. Сами нарастили актерские мышцы и заодно подготовили наших зрителей — недаром первый год все читки шли под грифом «Ликбез: Новая драма». А потом поставили и «Бойцовский клуб», и «Колбасу/Фрагменты» по Шергину. Сейчас у нас, можно сказать, полноценный репертуар, почти десяток спектаклей, в том числе и экспериментальная серия документальных постановок «mono.log.pro…», в которой мы исследуем реальность и мифы современного Ижевска. Уже сделали спектакли «mono.log.pro.foto» про фотографов, «mono.log.pro.art» про художников. В этом сезоне планируем выпустить третий спектакль серии — «mono.log.pro.music» про музыкантов.
- Какие еще премьеры и сюрпризы вы готовите в новом сезоне и в каком направлении хотите развиваться дальше?
- Интересная работа сейчас идет над спектаклем «Кот» по пьесе местного драматурга Миши Соловьева — это уже наша Школа удмуртской драматургии начинает давать свои плоды. С этой пьесой Миша попал в число победителей конкурса «Любимовка-2014». Мы нашли, как мне кажется, очень интересное образное решение для этой талантливой пьесы — спектакль-мультфильм. Посмотрим, что из этого получится.
Совершенно новым, но давно желанным, направлением для нас является совместный проект с ижевским ночным клубом «БВИ», имеющий условное название «Театр на танцполе». По сути это читки избранных мест из хорошей литературы. А по форме, это можно сравнить с таким популярным ныне жанром, как сказки для детей с симфоническим оркестром, только у нас вместо сказок – большая классическая литература, а вместо симфонического оркестра — рок-группа.
Хотим развиваться в сторону детского театра. Совместно с нашим главным партнером Государственной удмуртской филармонией в этом сезоне открыли так называемый Факультет детских спектаклей, где каждый месяц играем детские спектакли и планируем до конца сезона выпустить еще две премьеры в рамках этого проекта. Готовим себе публику на вырост, что называется.
Татьяна Черкасова - студентка института языка и литературы Удмуртского университета, Ижевск.