Александра Краско
«Идущая за предел» по пьесе Клима «…Она — я — не я и она…», режиссер Алексей Янковский, Театральная мастерская АСБ, Санкт-Петербург. Спектакль был показан в Москве на фестивале моноспектаклей SOLO
Философские тексты Клима, одного из самых загадочных мыслителей и практиков современного театра, исследуют оболочку магического слова, преодолевшего барьеры, условности. Слово, способное на запредельную искренность и честность. Эта особая форма поэзии, поток сознания, балансирование между сном и явью, сценой и жизнью, реальностью и фантазией.
Петербургский режиссер Алексей Янковский, наверное, один из наиболее кропотливых исследователей текстов Клима, бережно берет поэзию драматурга-волшебника в руки и рассматривает, держа кристаллы слов на вытянутой руке. Прикоснуться к кристаллам – порезаться о предельную откровенность слова и смысла, поэтому режиссер выбирает иной путь, путь отстранения, отречения от собственного «я». Здесь можно вспомнить заветы театра жестокости Арто, жестокости актера к самому себе. Бедный театр, осью и вертикалью которого является человек.
Елена Спирина, на одном дыхании проговаривающая слова текста (специфическая техника театра Янковского), является словно и не актрисой вовсе, а проводником в туманные миры подсознания и сверхсознания. Проводником можно стать, найдя точку соприкосновения с инобытием. Поэтому первые несколько минут спектакля актриса вслушивается, вглядывается в тишину, тихо шурша белоснежным платьем, проходит под сводами Боярских палат СТД РФ, удаляясь от зрителя в темноту. Приближается чудо, рождаясь в этой кристалльной тишине, невероятном безмолвии. Безмолвие перед красотой, перед самым трепетным существом – человеком. И спустя несколько мгновений источник слов и энергии найден. Елена Спирина замирает, ловит послание и передает его нам, не мигая, пропускает поэзию слов-снов сквозь пальцы рук, поднятых кверху.
И пространство вокруг актрисы и ее лицо вдруг озаряется странным светом. Дух отделяется от тела и парит в маленьком пространстве. Возникает такое чувство, как в детстве, когда летаешь во сне и впервые обозреваешь таинственный мир.
Путеводитель по кромке неба – белый ангел, Она в подвенечном платье, начинает свой полет и не останавливается ни на секунду.
Попробовать обозначить сюжетную линию спектакля – это как рассказать о собственном сне, где бродят тени, смыслы, герои, образуя причудливый калейдоскоп воспоминаний и таинственно исчезая с наступлением утра.
«Я хотела бы вам рассказать об одном сне», – так начинает актриса свой монолог. И снится ей, что она лежит в белом платье среди цветов. В одно мгновение вспыхивают и оживают ее воспоминания о матери. Когда-то Она вошла к матери в спальню и увидела мужчину, смотрящего на спящую мать. Тогда между Ней (мы так и не узнаем ее имя) и им промелькнула искра. Мать умерла, а Она все смотрела то на ее опустевшую кровать, то на своего возлюбленного. Ей во что бы то ни стало хочется понять, что с ней происходит, понять тайну любви, тайну жизни, тайну нового, еще не родившегося существа, которого она носит в себе. Лабиринты сна приводят ее в подземелье, где она пытается найти возлюбленного; в Петербург к Неве и к бесконечному небу.
Это размышления об одиночестве, которое рождается и умирает с человеком, о грани театра и не-театра, о Боге, который наклоняет головку к картонному театрику Петербурга и оберегает тот мир, расцветающий и исчезающий на наших глазах.
Актриса, не присваивая текст себе, позволяет каждому по-особому соприкоснуться с этой историей, с неумирающей жизнью. Важно еще и то, что восприятию этого сложного текста не должно ничего мешать. Все внимание концентрируется только на голосе и тексте. И поэтому Елена Спирина замирает посредине пространства, выстраивая свое тело точно по вертикали. Медленно, медленно двигаются ее руки, пальцы. И эта неподвижность тела позволяет голосу набирать невообразимую внутреннюю скорость, позволяет путешествовать во времени.
Весь текст Спирина проговаривает на одной ноте, без выделений и окрашиваний слов, и это позволяет зрителю создать собственную картинку спектакля. Можно сравнить ее речь с водопадом, который непрестанно льется, завораживая своей монотонностью. Нужно только сделать усилие и войти в эту структуру, в этот длящийся настоящий момент, тогда откроется то, что за пределами текста.
Что должно было свершиться, свершилось. Настало время тишины и осмысления пережитого чуда.
Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля SOLO.
Александра Краско - студентка 3 курса театроведческого факультета ГИТИСа, публиковалась в журнале "Сцена", Театрал Online, в "Прописи". aleksandra_krask@mail.ru