Азалия Балгазина
"Отцы и дети" по роману Ивана Тургенева, реж. Петр Шерешевский, Русский драматический театр Башкортостана, Уфа
К роману «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева обратился один из самых уважаемых театров нашей республики — Академический русский драматический театр в составе постановочной группы из Санкт-Петербурга и Москвы: режиссер Петр Шерешевский (он же автор инсценировки), художник-постановщик Анвар Гумаров, художник по костюмам Елена Громова. Спектакль назван «Отцы & дети», а жанр спектакля обозначен как «современная театральная фантазия», что позволило режиссеру быть свободным в своих решениях, фантазировать, «играя» смыслами, образами, символами и аллюзиями, придав спектаклю особую художественно-эстетическую оригинальность и увлекательную притягательность. В спектакле нет русских дворянских усадеб в обрамлении берез, томно вздыхающих тургеневских барышень и идейных столкновений дворян с революционными демократами накануне реформы отмены крепостного права. В центре режиссерского внимания нигилист сегодняшнего дня Евгений Базаров (Руслан Бельский), и режиссер рассказывает нам о нем как о своем современнике, не сумевшим преодолеть пресловутый личностный кризис «возраста Иисуса Христа». Он побрит налысо, одет во все черное, будто прилипшая к телу кожаная куртка-косуха приближает его к образам неформалов.
Это не тот классический Евгений Базаров, отвергавший, прежде всего устаревшую модель развития России, которой управляли «отцы» самодержавия, и в некотором смысле признанный сверхчеловеком, предвидевшим пути будущего развития страны, науки, человеческих взаимоотношений. Наш герой является нигилистом, прежде всего, по отношению к самому себе и своим чувствам. Инакомыслие и критическое восприятие мира приводят Евгения к ощущению себя «лишнего» на этой земле и к самоотрицанию-саморазрушению. Отсюда и его сознательный риск в работе с заразным пациентом, приведший к гибели. Он заранее разочарован, в нем нет веры, романтического духа и всепобеждающего жизнелюбия, все его желания и устремления рассыпаются под тяжестью же собственного скепсиса и категоричности убеждений. В конфликте, в борьбе со своей внутренней неустроенностью и пустотой он проживает свою короткую жизнь: «Видишь, что я делаю: в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было», - говорит он Аркадию, навсегда расставаясь с ним.
Инакомыслящий и мятежный герой на стыке переломных моментов истории, его величие и предназначение заключается в том, что он предвидит необходимые грядущие перемены («жить по-старому невозможно, а по-новому еще не готовы»), подводя некую черту, он как связующий мост между какими-либо устаревшими понятиями, явлениями и новыми предстоящими. Он заставляет нас взглянуть на текущие события иначе, усомниться в них или переоценить, задать себе необходимые жизненные вопросы. Самое главное достоинство Евгения — он честен по отношению к самому себе и окружающему миру. И эту режиссерскую концепцию образа убедительно воплотил Руслан Бельский. У него проницательный и насмешливый взгляд исподлобья, безаппеляционность суждений окрашена в твердые интонации низкого голоса, каждой его фразе - веришь.
Взятый за основу сценического оформления «Черный квадрат» Казимира Малевича созвучен с историей Базарова. Выбран он не случайно, прямая ассоциация говорит о его бесконечной многозначности, точнее, даже непостижимости. Уже целый век мы не можем отчетливо понять смысл и тайну этой картины, как никогда не сможем до конца распознать загадочную русскую душу Онегина, Печорина, Ставрогина, Базарова. «Черный квадрат», это как новая реальность, где есть свой эталон, своя единица измерения (супрематизм — преодоление, преобладание); как новая точка отсчета («нуль форм»); как противоборство с природными формами и устаревшими понятиями.
По ходу действия спектакля, у черного квадрата, который расположен в середине белого задника сцены, словно исчезает его черный слой, под которым мы видим другое изображение – семью Базаровых в полном составе (все сцены с Евгением Базаровым в отчем доме). Таким образом, черный квадрат становится сильнейшим смысловым ключом всего спектакля, его квинтэссенцией. На белый фон задника сцены проецируется видеозапись действий персонажей, идущей с камеры, на которую, укрупняя лица, снимает либо Катя Одинцова (Ирина Ибрагимова), либо так называемые слуги просцениума (Вячеслав Виноградов, Андрей Поведский). Режиссер использует прием «ретроспекции», спектакль начинается с финала, когда Евгений понимает, что заражен тифом и обречен. «Старина, дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь», — говорит он своему отцу. В этот момент на экране возникают помехи и режим камеры «перемотка назад» возвращает нас к началу истории судьбы главного героя.
Дальнейшие события на сцене это как всполохи воспоминаний и попытки их переосмысления, возникающие в болезненном сознании умирающего Евгения, отсюда и некая абсурдность происходящего и «фьюжн» в стиле «современной театральной фантазии». Например, в музыкальной партитуре присутствуют академическая музыка от Альбинони, советская песня «Там, где клен шумит», баллада «Аmour» от «Rammstein», «Russian Ballerina» от «Chinawoman» и романс «Эх, раз, еще раз!»; в пластической — алогизм действий персонажей (сцена полемики Евгения и Павла Кирсанова решена в форме ораторского турнира, сцена дуэли этих же героев, как спортивное состязание, где вместо оружий — измерительная лента, появление Анны Одинцовой — как концертный номер солистки музыкальной группы). Холодно, отстраненно, не глядя друг другу в глаза, общаются между собой почти все герои спектакля, «тепло» идет лишь от очень трогательных в своей бесконечной любви к единственному сыну родителей Евгения (Владимир Абросимов и Светлана Акимова) и простой деревенской девушки Фенечки, сожительницы Николая Кирсанова (Юлия Тоненко). Два брата Кирсановых, Павел Петрович (Александр Федеряев) и Николай Петрович (Владимир Латыпов-Догадов) — самовлюбленные аристократы — бездельники, «дачники», как верно называл таких людей Максим Горький.
Острого конфликта между Евгением и Павлом Кирсановым, как выписано в романе, в спектакле не происходит. Появление Базарова в их доме явилось всего лишь неприятным раздражителем - как муха, летающая над трапезой. И если в романе разговор Павла Кирсанова с Феничкой позволяет в будущем улучшить жизненную ситуацию девушки, то в спектакле эта сцена потрясает совершенно иным смыслом. Павел Кирсанов злорадно сообщает Феничке о том, что видел, как Базаров ее поцеловал. В назидательном тоне он начинает обличать ее, а слуги просцениума в такт его речи равнодушно расстегивать ей платье, и вот она полуголая, робко прикрывая грудь рукой, оправдываясь и захлебываясь в слезах, стоит перед ним на коленях. И вот он уже с нескрываемой жадностью разглядывает ее молодое тело. Разоблачая невинную девушку, он, конечно же, срывает с себя маску, обнажая истинное лицо своей жестокой сущности. Когда-то отвергнутый любимой женщиной, он завидует чувствам других и этот устроенный им допрос есть акт мести за неслучившееся счастье. «Светская львица», эффектная и роскошная
Анна Одинцова (Анна Бурмистрова) после проведенной ночи с Евгением, пытается его удержать, но тщетно, ибо Базарову не нужны привязанности, ему, как он сам говорит, «надо идти дальше». Дальше от любви… Лишь умирая, он поймет, что любовь родителей и влечение к Анне были единственными яркими чувствами. Честно признавая в себе любовь, на смертном одре он позовет попрощаться Анну. Младшая сестра Одинцовой – Катя, юное создание в наушниках или с камерой в руках. В спектакле она все время в стороне, ее присутствие не заметно, но она всегда где-то рядом и как беспристрастный наблюдатель фиксирует ход событий. «Чтобы потом детям показать», проконстатирует она Аркадию (Артем Аглиуллин) свою цель, но в финале он случайно нажмет на «delete» и всей истории будто бы и не было. Образ Аркадия Кирсанова не вызывает никакого интереса, так как он перестал быть интересен самому Базарову (ведь мы смотрим на события сквозь призму его воспоминаний), это действительно «ручной» человек, сперва приручил Базаров, затем — семейство Одинцовых.
Как было сказано выше, у спектакля есть еще два действующих лица — слуги просцениума (сам режиссер обозначает их условно как "духи смерти" или "красные собаки"). Актеры Вячеслав Виноградов (Петр, Кукшина, Матвей Ильич, дворецкий, Тимофей, мужик, мальчишка, доктор) и Андрей Поведский (Прокофьич, Ситников, чиновник, княжна Х, мужик, мальчишка, ямщик) не просто выразительно по пластике, мимике, голосу исполняют свои актерские партии, в некоторых образах они создают узнаваемые карикатуры. Дружным хохотом оценивают зрители сатирический образ Кукшиной, этот откровенный портрет представителя нового типа людей «полумужчин — полуженщин». Как рабочие сцены они устанавливают микрофоны, расставляют столы и стулья, выносят кровать, в одной сцене издают плач младенца, в другой — лай собак или кваканье лягушек, в третьей — вкапывают в землю античные бюсты писателей, философов (в спектакле они несколько раз будут "копать землю", тем самым олицетворяя собой образ так называемого "крота истории"). Когда рядом с бюстами присаживается «уходящая натура» Базаров, один из них крошит землю на его голову. В этом красноречивом жесте очевидно сочувствие режиссера герою, он признает Евгения Базарова как такого же великого человека, правда несостоявшегося, зарывшего свой талант в землю и непонятого при жизни, что закономерно. К слову, еще когда-то существовал обычай у еврейского народа: скорбя о большой утрате, посыпать голову пеплом, землею. Слуги же и проводят Евгения в последний путь, облачат во все белое, установят лестницу, по которой он медленно поднимется и исчезнет в своем «черном квадрате», поглощающей «бездне небытия». Точка отсчета поставлена. Евгению «надо идти дальше».
Фото с сайта театра и Олега Яровикова.
Азалия Балгазина родилась в Уфе. Окончила Уфимский педагогический колледж и Уфимский институт искусств. В годы учебы одновременно работала в Русском драматическом театре и Башкирском театре кукол. В 2003-2011 годах работала редактором отдела "Культура" научного издательства "Башкирская энциклопедия", вела раздел "Драматическое искусство". С 2012 года главный специалист отдела информационных технологий и реставрации особо ценных документов Архивного Фонда РБ Центрального архива общественных объединений РБ. С 2013 заведующая музеем Башкирского театра драмы имени М. Гафури. azalia78@inbox.ru