Софья Ефимова
«Не забывай меня», Компани Филиппа Жанти (Франция). Спектакль был показан на Международном Чеховском фестивале
В рамках Чеховского фестиваля в Москву приехала компания Филиппа Жанти со спектаклем «Не забывай меня» (2012). В основе постановки лежит пьеса Филиппа Жанти, хореография Мэри Андервуд, музыка Рене Обри и работа норвежских актеров – выпускников Nord Trondelag University. Впервые спектакль «Не забывай меня» появился в 1992 году: двадцать лет назад в нем играли французские актеры, и шел он в городском театре Парижа – Театре де ля Вилль. Это один из престижнейших театров танца, где идут спектакли различных парижских, французских и зарубежных компаний. Кстати, другой французский участник Чеховского фестиваля – хореографическая работа «Красный табак» Джеймса Тьере (Компания Майского Жука) – шла на сцене театра в сезоне 2013-2014 годов. Показанная работа в Москве - вторая версия постановки.
«Не забывай меня» - это фольклорный хореографический эпос, драматический этюд с элементами танца, буффонады и фантасмагории. Полтора часа зритель будто находится между сном и явью, ведомый автором и его фантазиями. Есть здесь и что-то пародийное, фарсовое, даже немного абсурдное. Здесь нет эльфов, гномов и героев скандинавского эпоса, но двенадцать актеров – шесть мужчин в черных костюмах и шесть женщин в белых платьях – кажутся, с одной стороны, своеобразной современной интерпретацией германо-скандинавского эпоса, где есть верховный бог Один и двенадцать других богов. С другой стороны, мифические элементы спектакля возникают на уровне закольцованной структуры. Действие начинается и завершается встречей двух миров: сказочного - фантасмагорического, и реального - человеческого.
С самого начала и до конца действом правит одетая в красивое длинное фиолетовое платье, с прекрасными каштановыми волосами и чудесным голосом… обезьяна. Она открывает спектакль, наблюдая, как люди приходят в этот мир, она же его и закрывает - в тот самый момент, когда люди – мелкие силуэты на горизонте – уходят обратно. Обезьяна - не проводник из одного мира в другой. Она существует где-то посередине, на их невидимой границе – между сном и явью. Может быть, обезьяна становится вариантом норвежской Ульдры. Согласно легендам, Ульдра – лесная нимфа – одинокая молодая девушка в синем платье, поющая красивые грустные песни. Есть у нее одна особенность – коровий хвост. В спектакле Жанти обезьяна так же одинока, как Ульдра. Обезьяна поет красивые грустные арии. Обезьяна может быть и хочет быть с людьми, но… препятствие не только в том, что люди не принимают ее, а еще и в том, что так и неизвестно, кто здесь на самом деле человек. Люди – большие человеческие фигуры - то оживают, то становятся тряпичными куклами, у которых отваливаются руки, ноги, голова. Человек стал игрушкой, и обезьяна играет с ним. Она то копирует его, пытаясь перенять манеры, то управляет им, становясь главной. «Обезьяна съела мою руку, она проглотила мою печаль. Я съела обезьяну и все мои печали», - единственные слова, которые произносятся во время спектакля.
Есть здесь что-то обрядовое, ритуальное, магическое. Например, женское начало – начало женщины-прародительницы, начало, дающее жизнь. Одна из красивейших сцен спектакля – та, где артистка кружится, развевая вокруг себя большую черную ткань-парус так, что ткань становится объемной. Постепенно из нее возникают несколько мужчин, которые туда же и уходят. Другая сцена – встреча мужчины и женщины–ангела с огромными белыми крыльями. Женщина манит его к себе, манит своей красотой и женственностью, но вдруг резко отталкивает, будто боясь его, словно обозначая свою территорию и свою независимость. Все это происходит под музыку Рене Обри – то грустную, то веселую, то тревожную, то успокаивающую.
Декораций в спектакле почти нет. Большую часть действия это фотопроекция линии горизонта, которая то отдаляется, то приближается. Цветовая гамма также лаконична. Это всего четыре цвета - черный, холодный синий, холодный голубой, белый. В одной из последних сцен на первом плане появляются ледяные домики-хижины и ледяные глыбы – и вот мы на северном полюсе. Практически все время слышен гул ветра. Он то затихает, то становится громче. Из-за сильного ветра людям сложно вернуться обратно – так же, как они пришли. Они изо всех сил сопротивляются ветру.
Но есть кое-что, мешающее завершить круг и замкнуть его там, где он начался. В самом начале спектакля мы видим на горизонте черные человеческие фигурки, будто вырезанные из картона. Они везут повозку, пересекают границу и попадают в пространство спектакля. В конце, когда они отправляются в обратный путь, две фигурки выскальзывают из повозки и остаются. Остаются, возможно, здесь и сейчас.
Фото Паскаля Франсуа.
Софья Ефимова - журналист, филолог, компаративист. Окончила журфак МГУ (2011), магистратуру Сорбонны по сравнительному литературоведению (2014). Занимается изучением восприятия театра французского драматурга, актера и режиссера Саша Гитри (1885-1957) во Франции и России. Переводит пьесы Гитри на русский язык.