Елена Смирнова
Новинки в репертуаре Севастопольского академического русского драматического театра имени А.В. Луначарского
В январе репертуар Севастопольского театра драмы пополнился новыми постановками. Одна из них уже знакома севастопольцам и гостям города — завсегдатаям «Античного театра» в Херсонесе. Постановка Евгения Журавкина «Очень романтическая комедия» по пьесе Эдмона Ростана «Романтики» теперь идет на Малой сцене театра.
Юмор и легкость стали главным достоинством и этого спектакля. Для Евгения Журавкина было важно поставить полноценный спектакль при ограниченном бюджете: «Античному проекту» предоставили самостоятельность, в первую очередь финансовую.
Минималистские декорации даже стали своеобразной «изюминкой» спектакля. Такова, например, сколоченная Евгением Журавкиным и его отцом разборная деревянная стена, «увитая плющом», разделяющая юных влюбленных и их сварливых папаш. Подзаголовок «очень, очень романтическая комедия» сразу же определяет тот угол зрения, под которым режиссер смотрит на пьесу «Романтики», еще усиливая авторскую иронию. Средствами увеличения иронии выступает здесь и стилизация «под Италию», выражающаяся в пришедших из комедии дель арте костюмах и гриме, и музыкальное оформление, и актерские приемы в стиле площадного театра. Постановщик предоставляет возможность юным героям спеть, а Персине в особо патетический момент обратиться к звукорежиссеру с просьбой выключить музыку, потому что у него «серьезный разговор». Простор для изощренных актерских импровизаций, которыми так славится работа «Античного проекта», дают как роли враждующих отцов (Евгений Журавкин — Бергамен и Андрей Бронников — Паскино), так и бесподобного Страфореля (Илья Спинов). Артистом используются самые привлекательные особенности уличного театра: разделение публики на сектора, которые свистом, воем и улюлюканьем должны помогать Страфорелю в момент мнимого похищения Сильветы; преувеличенный грим: забавный парик и неописуемого вида усы, они же брови; яркая, гротескная игра, особенно в сцене превращения Страфореля в маркиза д'Астафьоркверчита. Буквальные указания автора пьесы на «белокурый парик и умопомрачительные усы» оборачиваются чередой восхитительных шуток в исполнении Ильи Спинова. Постановщик воспользовался своим правом изменить количество действующих лиц: у слуги Блеза появился напарник — Пьеро, и оба они вошли в «команду» Страфореля.
Перенесение спектакля на Малую сцену, безусловно, вносит коррективы в это искрометное сценическое действо. Проигрывая в масштабе и некоем чисто пространственном «размахе», оно заиграло специфическими театральными шутками. Немного купированной здесь оказывается сцена мнимого похищения Сильветы: исчезает знаменитый розовый портшез, а обиженному Персине негде разбежаться (многие помнят, как он описывал круг по территории Херсонесского заповедника), равно как и «разбойникам» — подручным Страфореля. Но зато и у них, и у главных героев есть возможность вдоволь посмеяться над этим. Здесь «отцы-враги» — тоже и персонажи, и веселящиеся актеры, предостерегающие друг друга от вылета на основную сцену театра сквозь тонкую стену. Более всего в плане такого «раздвоения» повезло Александру Аккуратову, исполняющему роль звукорежиссера. Мало того, что здесь он вступает в диалог с главными героями, он пытается ввести действие в привычное русло, если начинают «выходить из берегов» шутки, свойственные театру. Одетый в нарядный камзол, он, подобно цирковому униформисту, напоминает заигравшемуся постановщику, исполняющему роль Бергамена, что тот не в Херсонесе. Даже если зритель присутствует на таком спектакле впервые, ему невольно передается заряд «неформального» веселья, за что ценят херсонесские постановки и сами актеры, и публика — взрослые и особенно дети.
Для детей Евгений Журавкин подготовил отдельный подарок — спектакль «100 поцелуев принцессы». Постановщик использовал сюжет сказки Андерсена «Свинопас», дополнив его разнообразными шутками, играми, погонями, шуточными драками и даже цирковым представлением. Действие происходит в императорском дворце (художник Наталья Лось), где все переворачивают с ног на голову три забавных хулиганистых поросенка (Виктор Неврузов, Сергей Колокольцов и Сергей Кулиненко) и такая же принцесса-сорванец, сводя с ума заботливых родителей-императоров (Ирина Демидкина и Алексей Красноженюк) и чопорную воспитательницу Мадам (Ольга Лукашевич или Галина Тигонен), в которой тоже просыпается желание веселиться и хулиганить от души. Справиться с таким положением может только принц-свинопас и его чудесный дымящийся горшочек, движущийся по сцене и поющий. А поросята умеют не только восхитительно хрюкать и возиться, но и писать записки и играть на музыкальных инструментах. Еще зрителей смешат незадачливые принцы, страдающие различными фобиями. Тщедушный певец Птю - Евгений Овсянников, «берущий настолько высокие ноты, что они практически не слышны простому человеческому уху», боится сквозняков, а прячущийся за спасительным забралом рыцарь-здоровяк Рихард Шепелявый (Андрей Бронников) обладает многими дефектами речи, но сохраняет свою заразительную жизнерадостность.
Присущий и этой постановке минимализм декораций, хотя ярких и выразительных, уравновешивается множеством цветной бутафории, которую с удовольствием рассматривают дети: помимо волшебного горшочка, их внимание привлекает музыкальная чудо-трещотка, шампуры, с которыми поросята охотятся на принцев, и цирковой реквизит Мадам — пистолет, плетка, усы, цилиндр, кубы и обруч.
Для детской аудитории особенно важно чередование ритмов. Здесь парные сцены принцессы (Светлана Глинка) и принца-свинопаса (Владимир Крючков) сменяются веселыми массовыми — шумными играми поросят и фрейлин, дворцовым переполохом или «дрессурой» поросят. Слои сказки показываются один из-под другого, как сочетаются в героях и разные манеры поведения — то Мадам норовит хрюкнуть, то поросята — гавкнуть.
Фото автора.
Елена Смирнова окончила театроведческий факультет СПбГАТИ в 2014 году, живет в Севастополе и сотрудничает с разными изданиями как театральный критик.