Ольга Истомина
Максим Дмитроченков в роли Фетисова в спектакле "Полковник - птица" по Христо Бойчеву. Липецкий театр драмы им. Л.Н. Толстого, реж. Сергей Бобровский. Спектакль "Полковник-птица" стал победителем в номинации "Лучший актёрский ансамбль" на IX театральном фестивале имени Н.Х. Рыбакова в г. Тамбове (15 - 25 мая 2015 г.)
Слаженная работа актерского ансамбля – пожалуй, главное достоинство спектакля «Полковник-птица», поставленного режиссером Сергеем Бобровским по одноименной пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева. Исполнение ролей шести сумасшедших, обитающих на территории заброшенного монастыря под присмотром недавно присланного туда молодого доктора, в течение всего действия удерживает интерес к происходящему.
Но, как и в любом ансамбле, здесь есть человек, который ведет за собой и вольно или невольно подчиняет остальных установленным правилам игры. По сюжету он – тот, кто молчит уже три года и лишь сидит у окна, созерцая происходящее. Его прозвище – «Русский», хотя настоящее его имя Дмитрий Минкович Фетисов. И по происхождению он наполовину русский, наполовину болгарин. Он получил высшее военное образование, на войне в Боснии потерял семейство и впал в глубокую "шизофреническую депрессию". Он – тот самый полковник, возомнивший себя птицей. Роль его исполняет Максим Дмитроченков.
Впервые мы видим его неподвижно сидящим в проеме окна, обреченно прислонившимся к стене, с белым барабаном в руках. Он безучастен, лохмат и босоног, время от времени подает признаки жизни, медленно поворачивая голову и ритмично стуча в барабан. Обязательно – во время общего просмотра новостей, в которых сообщают о передвижениях войск. Он расположился высоко - остальные занимают места на кроватях или полу, не заботясь о существовании немого «Русского». Но вот раздается его нервный стук в барабан и появляется тревожное ощущение, словно приближается неизбежное. Когда раздается гул самолетов, этот пока непонятный нам человек, не обращая внимания на шум и суету внизу, медленно становится на колени в высоком проеме окна и исчезает.
Когда его товарищи по сумасшествию с энтузиазмом разбирают гуманитарный груз, упавший неподалеку от территории монастыря, герой Максима Дмитроченкова появляется подтянутый, прямой, облачившийся в белый парадный военный мундир и потому словно ставший выше ростом. Черная перчатка на правой руке, повязка на глазу, на ногах - черные сапоги. Позже перчатка станет непременным атрибутом и других сумасшедших, которые постепенно начнут перенимать повадки своего полковника.
«Добрый вечер, господа», - человеку, по сюжету пьесы три года проведшего в молчании, первые слова даются с трудом: они как будто нехотя пробиваются через гортань. От хриплого шепота до приглушенного разговора и надрывного крика – актер владеет любым диапазоном, талантливо использует интонации и расставляет смысловые ударения. Кажется, что все это делается артистом без напряжения, совершенно естественно. Четкая, ясная и уверенная речь человека с военной выправкой, каким теперь предстает перед зрителем Фетисов, порой имееет спокойный тон в начале фразы и переходит в крик за счет сильного ударения в ее конце. «Полковник молчал три года, а мы и не знали, с каким человеком живем. Кто командовал, тот будет командовать», - замечают его новоиспеченные солдаты. Оказывается, что полковник может командовать даже лежа.
Жесты и передвижения актера по сцене четкие, быстрые и резкие, словно отражающие бескомпромиссную убежденность его героя в чем бы то ни было: вчера – в необходимости молчания, сегодня – в установлении военной дисциплины, налаживании быта и в успехе реализации какой-то мифической цели. Вытянутый вверх указательный палец – главный жест, который присущ герою от начала до конца.
О причастности героя к чему-то высшему и неземному говорит и его расположение в пространстве сцены (высоко - в проеме окна или на деревянной вышке), и цветовая символика. Сочетание белого и голубого цвета в форме и атрибутах вновь образованной «сепаративной единицы» (платки, ленты), синее и голубое свечение окна, которое стало своеобразной рамой, в которую вписан образ полковника, говорят о близости или тяге этого странного человека к небу. Однако внешние атрибуты не всегда поддерживаются игрой артиста: так, в сценах муштры солдат или в бане он в большей степени похож только на грубоватого, "железного" вояку - строгого командира, без тяги к чему-то возвышенному.
Однако один из подопечных солдат, Киро раскрывает сослуживцам секрет: «А полковник умеет летать. Видел, как он стоял и махал руками, оторвался от земли, но приземлился обратно. Может быть, он и нас захочет научить?» И он действительно учит. В сцене с балалайкой, на которой полковник начинает наигрывать первые аккорды мелодии, ставшей основной музыкальной темой спектакля, все они начинают поднимать руки вслед за своим полковником наподобие неокрепших еще крыльев. Сцена встречи с Пепой – еще один урок «полетов», в которой получивший уже репутацию жесткого и прямолинейного военного начальника полковник вдруг с какой-то неловкостью начинает говорить о самых простых вещах – о погоде. Его указательный палец, к этому моменту устойчиво ассоциирующийся с птичьим когтем, опущен вниз, а мундир свободно накинут на плечи, сам он устало присел на скамью.
Если птица способна на подвиг, то полковник в исполнении Максима Дмитроченкова способен на долгое ожидание с наивной верой в претворение в жизнь своей задумки. Он ждет возвращения птиц, отправленных с посланиями в Европу, не только с севера, но и с юга: оборачивается кругом, стоя наверху деревянной вышки, в нетерпении приставляя бинокль к своему единственному глазу и делая нервные и быстрые птичьи движения головой.
Своеобразные «птичьи» характеристики одна за другой накладываются на образ полковника. Военные механические движения то и дело заменяются птичьей, мелкой, «бегающей» походкой, которую повторяют за ним подчиненные. А вот он резко поворачивает голову и на несколько мгновений замирает, чуть склонив подбородок к груди – перед нами вырисовывается гордый профиль, возникают ассоциации с вороном.
В тексте пьесы звучат слова о том, что вороны – очень мужественные птицы. А полковник, как бы мы ни относились к его идеям, – мужественный человек. Уверенность, воля, душевная сила и мощь читаются в его фигуре и непроницаемом для каких-то иных человеческих эмоций лице. Кажется, на протяжении всего действия он ни разу не улыбнулся.
Кто же он – этот полковник-птица? Человек, променявший одно безумие на другое, или герой, показавший, как самая безумная идея придает смысл жизни, даже если она похожа на паранойю. Он уверен, что хотеть значит мочь, и с безрассудным спокойствием победителя вслед за своей командой исчезает в окне. У спектакля двойной финал, который позволяет задуматься: а победил ли Полковник-Птица в абсурдной борьбе за свободу?
Ольга Истомина – студентка 5 курса Института социально-гуманитарных и политических наук (специальность – журналистика) Северного (Арктического) федерального университета. Выпускающий редактор газеты «Бенефис» (Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова).