Ольга Истомина
«Чёрная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского, режиссер Анастас Кичик, Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова. Премьера состоялась 27 ноября 2014 года на Камерной сцене театра.
Режиссер Анастас Кичик, для которого работа "Черная курица, или Подземные жители" стала дебютной на архангельской сцене, вовсе не считает детской историю о метаморфозах, которые происходят с главным героем в Подземном царстве.
В основе сюжета – одноименная сказка Антония Погорельского, которая считается первым авторским, а не народным произведением для детей на русском языке. Может быть, поэтому отношение к авторскому слову у режиссера особенное: с первых минут спектакля со сцены звучит чистый, правильный литературный язык, на котором разговаривают друг с другом герои, органично перевоплощаясь из автора-рассказчика в разных персонажей, появляющихся по мере развития действия.
Дело в том, что на сцене работают всего четыре актера. Только Алеша (Наталья Овсянникова) остается Алешей в течение всего спектакля. Его строгий учитель (Дмитрий Беляков) за это время примеряет на себя роли короля, рыцаря и рассказчика, а коллега-рассказчица (Тамара Волкова) становится то кухаркой, то старушкой, то придворным.
Камерность определяет всю атмосферу спектакля. Взаимодействие актеров с залом начинается с первых минут действия: зрители становятся непосредственными участниками действа - они подсказывают Алеше на уроке, просят учителя не наказывать мальчика, наконец, дружеским рукопожатием отвечают на протянутую им со словами приветствия руку.
Красный, синий, зеленый – загораются этими яркими цветами окошки пансиона. Но вот свет в них гаснет, а вместо многоэтажного и словно игрушечного петербургского дома мы видим… большой черный стул с высокой прямоугольной спинкой, напомнивший своей формой мрачный надгробный памятник. Но это – только на первый взгляд. Такая же трансформация происходит и с другими «домиками», которые поочередно поворачиваются обратной стороной и являют зрителю свое «нутро» - черную грифельную доску. Стулья оказываются на удивление многофункциональным элементом декораций (сценография Андрея Тимошенко) – стоит только начать писать или рисовать на внутренней стороне спинок мелом. Нарисовал кота – появился кот, оживший в детском воображении, часы – вот и побежало вперед время, написал крупными буквами «совесть» - и что-то зашевелилось в душе взрослых зрителей.
Кроме того, стулья, на которых герои пишут и рисуют классически белым мелом, как бы переносят действие из одного пространства в другое. Улица Петербурга сменяется образом школьного класса, который в какой-то степени символизирует этапы взросления героя, затем – двором, куда бегает гулять и наблюдать за курочками Алеша, и наконец – Подземным царством, куда приводит его Первый Министр (Вадим Винтилов), сменивший обличье черной курицы с красным хохолком на богато украшенный камзол.
Перемещаться в пространстве, упрощая задачу воображению, помогает анимация, которая активно используется в спектакле, ведь в сказке очень много приключенческих, зрелищных моментов. Такова, например, сцена охоты на крыс. Анимация тоже решена в стилистике рисования мелом. Однако перебор с ее использованием все же есть: падающие друг на друга убитые крысы, ставшие жертвами грандиозной битвы, свершившейся на экране, не гармонируют со спокойной атмосферой.
Красной нитью через весь спектакль проходит мысль о том, что люди стали очень нескромны, а их самовлюбленность, гордыня и лень влекут за собой страшные последствия. Такие, например, как необходимость искать себе новое пристанище целому подземному народу: ведь не могут же они остаться жить на виду у людей, после того как Алеша случайно, из-за своей нескромности выдал их тайну. «Не гордись! Не ставь себе в заслугу то, что досталось тебе даром!» - не раз звучат эти слова из уст то одного, то другого героя сказки. Но оказывается, что подобные увещевания не всегда действенны – приходится прибегать к наказанию. Так и Алеша, вместе с которым проходят этапы взросления маленькие зрители, встает на путь исправления, только лишившись своего друга Черной курицы и всесильности.
Эта волшебная нравоучительная история про мальчика Алешу, который, получив от спасенной им Черной курицы конопляное зернышко, а с ним - способность знать заданный урок, не прикладывая к этому никаких усилий, загордился и стал вести себя «очень нескромно», была написана в 1829 году. Несмотря на то, что мальчиков уже не отправляют учиться в закрытые пансионы далекого и загадочного Петербурга, а учителя не спрашивают со своих воспитанников целые страницы выученного наизусть текста, история о человеческой лени, гордости и нескромности как-то особенно задевает современных зрителей.
Ольга Истомина – студентка 5 курса Института социально-гуманитарных и политических наук (специальность – журналистика) Северного (Арктического) университета. Выпускающий редактор газеты «Бенефис» (Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова). Внештатный автор газеты «Бизнес-класс Архангельск», пишущий на темы культуры.