Виктория Канафеева
Фестиваль «Протеатр. Международные встречи». Театральный центр им. Вс. Мейерхольда. 20 – 23 января 2015 года
Здесь нужно особое слово. Потому что это не о ценности художественной, да и не об оценках вообще. Как раз об умении не оценивать со стороны, не судить, не примерять «иного» к общепринятым стандартам. Об установлении диалога, а чаще полилога между сторонами с разными точками отсчёта. В общем, о включении. Или об «инклюзии», как говорят по другую сторону – в остальном мире.
Фестиваль «Протеатр. Международные встречи», прошедший в Центре
им. Вс. Мейерхольда, на само понятие «инклюзии» в современном культурном и социальном пространстве тоже позволил взглянуть под особым углом. Инклюзия с акцентом на современность. Во-первых, с учётом всё же достаточного опыта в области арт-терапии и особого творческого процесса. Во-вторых, с обращением к современным формам искусства, говорящим о сегодняшних состояниях человека, его месте в мире. И, наконец, понятие инклюзии в какой-то момент обернулось универсальной проблемой. Проблемой современного человека, исключённого из общего пространства по вине собственной внутренней обособленности.
Именно в этом смысле фестиваль «Протеатр», кажется, действительно перевёл взгляд на особое творчество как на часть общекультурного контекста. Возможно, настал для этого подходящий этап. Люди с инвалидностью перестали удивлять способностью делать вещи, доступные людям без физических ограничений. В отношении веры в возможности реабилитации искусством мир заметно продвинулся. Но граница между мирами всё ещё не преодолена. Нынешний фестиваль особых театров по касательной как раз прошёлся по теме включения нас в «их» обособленный мир. И поставил вопрос о принятии особости каждого как естественной принадлежности индивида.
Знакомство с чужой индивидуальностью, узнавание другого. Стремление быть ближе, быть похожим или отличаться. Общаться, спорить и находить точки соприкосновения и, главное, опоры друг в друге. Обо всём этом, так или иначе, играет спектакль «3x2» танцевальная компания «Danza Mobile» (Испания). «3x2» – это три диалога, проговорённых в танце наедине. Танец не на публику, а на партнёра. На установление контакта – телесного и психического. Техника contemporary с элементами фламенко, в которой преимущественно работает «Danza Mobile», здесь как раз и построена на этой контактности, проникновении в пространство партнёра. На глазах зрителя строятся взаимоотношения в паре и каждый из «трёх», умножаясь на два, перестаёт быть одиноким.
Три пары, в каждой из которых один из танцующих – «особый» артист, по очереди появляются на сцене со своей историей отношений. Мануэль Каньядас и Элиот Баеса исполняют бесхитростную историю под названием «Хочу быть с тобой, пока ты танцуешь». Два человека перемещаются в одном пространстве, поначалу не видят друг друга, потом замечают. Они танцуют - сначала по-разному, потом один начинает повторять за другим. Всё это время некая Анна, сидя за столом с ноутбуком, читает для нас текст, объясняющий их движения. С цитатами разных философов, из которых почему-то особенно запоминаются слова Канта о том, как мы своим взглядом придаём форму миру. Так и в этом танце постепенно складывается диалог – о простом желании быть рядом, наблюдать и удивляться друг другу. О том, как важно видеть друг друга. И о том, что мы такие, какими видим друг друга.
Диалог под названием «Тот же» в исполнении Артуро Парийа и Хайме Гарсиа основывается на противопоставлении внешнего и внутреннего. Ироничная игра, построенная на несоответствиях между произносимым словом и физическим обликом артистов, через смех раскрывает тему поверхностности нашего восприятия друг друга. Двое абсолютно одинаково одетых мужчин появляются на сцене, и один из них приступает к пространному монологу о том, что они не одинаковые. В контексте спектакля его доказательства звучат нежеланием принимать в себе сходство с тем – иным, особым. Пытаясь провести черту между ними, Артуро Парийа основывается на доводах в пользу уникальности каждой индивидуальности. А тем временем Хайме подаёт знаки, напоминая о шапке-ушанке, которую его партнёр «забыл» надеть. Без неё их сходство неполное. И если Артуро утверждает, что он не архетип, то Хайме настаивает на человеческой общности: «Я архетип!» Финал этой сцены обозначает их равенство перед лицом вечности – оба падают в одинаковых позах. Свет гаснет.
Третья пара – Антонио Килес и Даниэль Парехо повествуют историю уже непосредственно общения, композиционно и содержательно завершая трёхчастную форму спектакля. В их танце – первое столкновение, отталкивание, первый непосредственный контакт. Их миниатюра под названием «Ничего не говорит мне Ничего» – о необходимости диалога. О способности каждого верно и открыто реагировать на проявления партнёра, учитывать другого в своих движениях. Не просто находиться в одном пространстве, но протянуть руку, чтобы быть вместе.
Тему обособленности «особых» людей следующий гость фестиваля – французский Theater Du Cristal попытался выразить с помощью драматургии абсурда. Абсурдность восприятия мира в их спектакле «Dramaticules» подана как взгляд с точки зрения иного. В постановке по трём пьесам Сэмюэля Беккета – «Действие без слов», «Катастрофа» и «Что где» – последовательно раскрывается относительность основных категорий этого восприятия. Применительно к теме инклюзии спектакль Theater Du Cristal прочитывается в контексте двойственного позиционирования «особого» индивида в обществе. От проведения первых сравнительных параллелей в «Действии без слов» до выставления на показ и манипуляции с индивидом как с объектом в «Катастрофе» и, наконец, доведения до крайности – использования его уже не как объекта, а как средства тотальной манипуляции в «Что где».
Ностальгический, очень личный и вместе с тем обобщающий спектакль «Slash» российской интегрированной театральной студии «ИТС КРУГ» завершил трёхдневную театральную программу Фестиваля «Протеатр. Международные встречи». Режиссёр Наталья Попова соединила в спектакле ряд простейших драматических этюдов с тонкими и метафорическими пластическими композициями. От чуть ли не КВНовской сцены актёрского кастинга с участием «особых» артистов до сложных элементов contemporary dance. Такое соединение, с одной стороны, разрушало художественную целостность, а врывавшееся в пластическое действо слово как будто бы выбивало из равновесия. Однако именно эта «рваная» форма как раз и оказывалась выражением внутренней «полицентричности» сознания. Сознания любого человека вообще, живущего сегодня. Спектакль «Slash», прежде всего, стал историей о невозможности сегодня провести разделительную черту, о множественности выбора и вместе с тем о трудности в этой полифонии расслышать свой голос и найти своего – особого – человека.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля.
Виктория Канафеева - окончила кафедру истории театра и кино РГГУ в 2012 году. Работает зав. литературной частью и пресс-секретарем Московского театра "А.Р.Т.О.". kvikmun@mail.ru