Наталья Панишева
«Собаки-якудза» Юрия Клавдиева, реж. Антон Безъязыков, Театр на Спасской, Киров
Герой-одиночка - домашний пес по кличке Свен - попадает во враждебный, незнакомый уличный мир и, не желая принимать царящие там законы, начинает жить по своим правилам. По закону жанра домашний неженка оказывается умнее и сильнее всех и за считанные дни уничтожает две крупные собачьи группировки, оставив в живых только хозяина ночлежки Атоса, дворнягу Вертера, Кошку да свою новую возлюбленную — таксу Ненси. Если бы не харизма новоявленного лидера эта разношерстная, в прямом смысле слова, компания никогда бы не объединилась, ведь Атос ненавидит кошек, Кошка ревнует к таксе, такса никогда не жила на улице и не понимает в чем дело, а несчастный Вертер из шайки Гора и в новой компании остается аутсайдером, так что ничего не выигрывает. Но все они верят в своего нового «короля» Свена и идут за ним в светлое будущее.
На сцене — металлические леса, изображающие то многоярусные нары ночлежки, то деревья, то возвышения, с которых главари раздают задания подчиненным. Над ними вспыхивают неоновые трубки и мерно покачиваются металлические стержни. Вместо самурайских мечей в руках артистов — металлические же посохи (некое подобие посоха бо), которые могут быть как собачьими поводками, так и орудиями убийства (приемы айкидо с артистами отрабатывал тренер Александр Чертищев, пластику — балетмейстер Ирина Брежнева). Лязг железа органично вплетается в оригинальные и очень атмосферные музыкальные темы (композитор Роман Цепелев).
Костюмы художника Катерины Андреевой напоминают Америку тридцатых годов: рядовые члены стаи одеты в мешковатые, чрезмерно длинные или слишком короткие брюки, пиджаки с чужого плеча, тяжелые ботинки. Такая вот «униформа окраин». Главы стай (Гор, Бакс и примкнувший к ним Принц) одеты поцивильнее: брюки в клетку и полоску, элегантные плащи и жилеты и, разумеется, шляпы.
Картинка получается стильная, цельная, с неким романтическим флером, но японского колорита в ней нет. Возможно, для придания оного режиссер Антон Безъязыков добавляет в спектакль звучащие по трансляции цитаты из «Кодекса самурая». Идея хорошая, жаль только не новая — аналогичный прием использовал в своем спектакле «Собаки-якудза» Тимур Насиров (Красноярский ТЮЗ).
Пьеса Клавдиева взрослому человеку может показаться скучноватой — сюжет о двух группировках и герое-одиночке навяз в зубах, а для детей она слишком жесткая — много насилия, откровенной сексуальности, брани. Методом исключения получаем: аудитория спектакля — подростки, неравнодушные к урбанистической романтике. Сам режиссер говорит, что его «Собаки-якудза» это «История в лучших романтических традициях о том, как трудно отвоевать право на личную свободу, можно ли победить и выстоять в этом жестоком мире...»
Ирландский сеттер по имени Свен (прекрасный дебют артиста Александра Карпова в Кирове) сразу завоевывает зрительские симпатии. Девчонок он очаровывает внешней привлекательностью, джентльменством и склонностью к романтике, а его сила, ловкость, хитрость, грубоватый юмор, некоторая развязность в манерах и умение ввернуть крепкое словцо не оставляют равнодушными мужскую аудиторию. Свен в спектакле потрясающе обаятелен, все в нем прекрасно. Как ловко он сумел обвести вокруг пальца главарей собачьих шаек — шикарного Гора (Алексей Хорев) и туповатого Бакса (Данил Русинов)! Как легко расправился с их телохранителями — мощным Карим (Александр Андрюшенко) и умным Принцем (Константин Бояринцев)! Как картинно он застывает на сцене, после финального удара в битве с Принцем: колено преклонено, рука с боккэном изящно отведена в сторону. Неудивительно, что с таким набором качеств Свен быстро сумел понравиться и независимой уличной Кошке (Ольга Чаузова), и правильной домашней таксочке (Мария Кучикина/Татьяна Филатова).
Свен борется с системой, не желая унижаться за кусок хлеба, он хочет «срубить на остальных немножечко комфорта, не особенно их этим обламывая». И его слова не могут вызвать в подростковой публике ничего, кроме радостного согласия и полного принятия. Какой подросток не мечтает установить всюду свои порядки? Да при этом еще и не замарав рук и совести. Вот только слова Свена расходятся с делом, Свен не «обламывает» остальных собак, живущих по законам стай, он их... убивает. Свен похож на Раскольникова — он тоже решил, что не хочет быть «тварью дрожащей», а хочет «право иметь». Вот только раскольниковской рефлексии зритель от сеттера не дождется. В финальной сцене Свен не вспомнит ни одного трупа, через который ему довелось перешагнуть. На оставшихся в живых героев льется очищающий дождь. Хеппи-энд не оставляет в зрителе сомнения — все прощено, всем воздалось по делам их: Свену — счастье и независимость, остальным — могила (а че, сами виноваты).
Было бы интересно увидеть, как все эти скользкие и сложные вопросы решались (или просто внятно задавались) бы в проблемном и захватывающем спектакле для подростков. Но спектакль получился только захватывающим. Если отбросить этические вопросы, а оценивать спектакль исключительно по художественным критериям, то, конечно, «Собаки-якудза» - прекрасная премьера и отличное открытие сезона. В спектакле ярко дебютировал не только Александр Карпов, но и Евгений Лютиков в роли Вертера. Это обаятельный, живой, немного недотепистый, но очень трогательный персонаж, за которым чувствуется история. Кроме того, Евгению отлично удается передать «дворянское» происхождение своего персонажа. Роль Кошки — несомненная удача молодой артистки Ольги Чаузовой. Ольга начинала свою театральную картеру в танцевальном проекте «Миграция», и пластика — это ее конек. Любоваться медленной и изящной Кошкой, слушать мурлыкающие интонации богатого низкого голоса можно бесконечно. Замечателен и Атос в исполнении артиста Михаила Андрианова. Михаил рисует хозяина ночлежки сдержанным, внутренне сильным, но резким, суровым, очень замкнутым, и этот рисунок полностью оправдывает данную псу кличку.
Таковы сторонники Свена, а каковы противники? Говоря о представителях собачьих шаек хочется отметить артиста Александра Андрюшенко, сыгравшего в «Собаках» роль Карего — телохранителя Гора. Александру и раньше случалось играть роли обаятельных бандитов, но роль Карего — квинтэссенция всего сыгранного им на эту тему ранее. Один только виртуозный танец-экспромт, который его внешне неуклюжий персонаж исполняет над телом поверженного Свена, чего стоит! Хорош и Бакс — его сцены в спектакле коротки и немногочисленны, а словарный запас — едва ли не меньше, чем у Эллочки-людоедки, однако артист Данил Русинов умудряется даже на таком небольшом пространстве воплотить интересный образ. Напряженный мыслительный процесс тугодумного бульдога, сопровождающийся угрожающим рычанием «Та-ак!», вызывает в зале поначалу сдержанные смешки, а затем гомерический хохот.
Нам кажется, что пьеса «Собаки-якудза» интересна не пресловутой, лежащей на поверхности романтической историей «героя-одиночки», а постановкой вопроса — вопроса про цену, которую следует заплатить за достижение цели. Возможно, главному герою, а вслед за ним и зрителю было бы нелишним задуматься: а стоит ли достигнутый результат таких жертв? А так ли хорош Свен, этот тихий домашний песик, ради своей независимости хладнокровно уничтоживший с десяток собак? А так ли умен Дед Собак (Александр Королевский), самозваный сенсей, вручивший Свену боккэн, но не сумевший толком объяснить ему суть философии самурая?
Эти вопросы в спектакле расслышать не удается. Вслед за героями зритель приходит к открытому финалу. Любопытно, что в финале Дед Собак вновь появится на сцене — встает над новой шайкой и призывает их к соблюдению гигиены, что звучит несколько цинично. Когда за независимость заплачено десятком жизней что самое важное? Конечно — отмыть руки!
Фото Сергея Бровко
Панишева Наталья — кандидат филологических наук, член Союза писателей России. Живет в Кирове. nata-panisheva@yandex.ru