Александра Краско
«Нахлебник» Ивана Тургенева, реж. Евгений Маленчев. Тульский театр драмы. Спектакль был показан в Москве на фестивале "Арт-Миграция" на сцене ТЦ "На Страстном".
Свернувшиеся желтые листья, которые сгребают служащие провинциального дома перед приездом хозяйки с мужем. Проржавевший, мертвый дом, надвигающийся на зрителя. Художник Анастасия Бугаева сотворила камерное пространство дома Елецких – золотисто-ржавого цвета задник с двумя белыми дверьми по бокам. Из дверей-порталов выбегают горничные, приходят нежданные гости, приезжают молодые супруги, а главный герой Кузовкин все время вращается на этом маленьком пятачке, задавленный стенами дома, балансирует на маленьком обшарпанном и шатком стуле.
Лишенное излишеств и пестроты сценическое пространство, максимально приближенное к глазам зрителей, концентрирует внимание, погружает в интимное пространство одного дома, одной семьи. И в этом пространстве становятся заметными и значимыми детали: цветы в руках Кузовкина, порхающие бабочки на стене дома, синий шутовской колпак.
Артист Андрей Сидоренко "живет" Кузовкиным, играя его предельно точно. Глазами, полными слез, доброты и чистоты упрашивает остаться с ним его, может быть, единственного верного друга Иванова (немногословная роль Анатолия Кирьякова весома в этом четком спектакле, нить дружбы в холоде дома — ценнее всего); дрожащими руками с букетом цветов приветствует хозяйку, дочь свою, к которой страшно подойти. И только когда вдоволь повеселится над шутом извивающийся Тропачев, поднимет в воздух «маленького человека» Карпачов, посмеется над «будущим помещиком» сквозь тонкие стекла очков чиновник-делец Елецкий, Кузовкин, преодолевая свой страх и измельченность, сломает себя. Сорвет шутовской колпак, бросит правду в лицо «человеку без сердца» (Юрий Богородицкий
тонко ведет роль, может в один миг из любящего и ласкового мужа стать жестким и сухим чиновником), вырвется из искривившегося рта тайна всей его жизни, не стерпит отцовское сердце унижения, потянется к дочери. А дочь (Полина Шатохина) замерев в дверном проеме, стоит безмолвно, словно превратившись в статую.
Свет выхватывает отца, уже накинувшего на плечо потертый плащ, и дочь — не заламывающую руки, а холодновато-отстраненную и твердую. Кузовкин, словно в горячке рассказывая всю правду об их родстве, теребит пальцами плащ, заново переживая непростые события. Ольга протянет к отцу тонкие руки, застынет на мгновение,обнять не сможет, но и уйти просто так – сил нет. Но ворвется в комнату Елецкий, просверлит глазами Кузовкина, одной рукой опрокинет его на пол. Возьмет деньги уже совсем запутавшийся Кузовкин из хрупких рук Ольги, сердечно попрощается со всеми, остановится на мгновение в узком дверном проеме...
"Да здравствует новый помещик!", — воскликнет Тропачев.
А "помещик" тихо уйдет с яркого света во тьму, исчезнув из этого дома, из этой истории. И синие бабочки, приютившиеся на ржавой стене дома, будут падать вниз, одна за другой. И когда последняя упадет — погаснет луч света.
Александра Краско - студентка 2 курса театроведческого факультета ГИТИСа.