Светлана Храновская
«К звёздам» Наталии Мошиной, реж. Станислав Мальцев. Театр Тихоокеанского флота, Владивосток
Воскресное утро. Борис Костиков во всём домашнем – растянутая майка с надписью «Битлз навсегда» и потёртые шорты. Семья на даче, он дома. Неожиданно, нарушив покой выходного дня, в комнату врываются двое неизвестных и, ничего не объясняя, увозят перепуганного Костикова в секретный штаб, где его встречают спецагенты, отчего Борис пугается ещё сильнее.
Оказывается, что над Землёй навис космический корабль, прилетевший с другой планеты. Просто так избавиться от этой «посудины» не получается – её не берет даже сверхмощная ракета. Обитатели корабля прислали на нашу планету шифрограмму о том, что им для исследований нужен человек. По всем параметрам им подходит именно Борис Костиков, совершенно обыкновенный русский мужчина тридцати двух лет. У «людей в чёрном» есть всего несколько дней на подготовку объекта к отправке на корабль. Для семьи же придумана легенда о том, что на год Борис едет на стройку в Африку. Семья, конечно же, в шоке. Особенно – мама.
Этот фантастический сюжет не так уж прост, как может показаться. Наталья Мошина, автор пьесы «К звёздам», поднимает здесь нерешаемый, отсюда извечный, вопрос: а в чём же он, смысл жизни? Спустя часы, проведенные над книгами в секретном штабе, у Костикова, которого великолепно играет Сергей Гончаров, возникает вопрос, а что если инопланетяне с космического корабля спросят у него о смысле человеческой жизни, что ему тогда отвечать?
За подготовкой Бориса Костикова к полету и за поисками такого далекого от нас смысла жизни мы наблюдаем с совершенно необычного ракурса – со сцены. Станислав Мальцев решил поменять зрителя и актера местами, отправив Костикова, его семью и спецагентов скакать между синими креслами. Лишь посредине зала выделяется белый стол размером три на два. Это пространство принадлежит Костикову. Здесь он размышляет о жизни и ее смысле.
Когда смотришь на актеров сверху вниз, они кажутся тебе ближе, роднее. Вот жена Бори Марина гладит рубашки совсем рядом с нашими ногами, а вот уже полюбившийся нам Костиков, сидящий с чемоданом на первом ряду, смотрит на нас перед своим отъездом «в Африку», и зрителю уже не хочется его никуда отпускать.
Перенесение спектакля в зрительный зал позволило расширить границы доступного в театре пространства, взяв в оборот ещё и потолок. Сначала проектор выводит на него нависший над планетой космический корабль. Потом, в сцене, которая происходит на даче, мы вместе с Мариной, недовольно собирающей мужа в командировку, смотрим на потолке фрагмент воскресной утренней передачи.
Невероятной силой обладает сцена, в которой Костиков пытается записать своему сыну видеообращение. Он сидит на белом островке среди пустых синих кресел. Свет устремился только на Сергея Гончарова. Глаза актёра смотрят в глаза зрителя. И кажется, что главные слова пытается сказать нам сам актер, а не его герой. Пытается, но не может. Потому что не знает, что говорить…
И никто не знает, что говорить. На помощь в поисках смысла жизни к Костикову приставляют троих ученых: искусствоведа, физика и антрополога. Особенно хороша искусствовед Татьяна Зарюта. Эта экзальтированная женщина совершенно совпадает с образом филологической девы, существующим у каждого в головах. Интеллигентность, сопровождающаяся нервными подергиваниями, речь с придыханием и чрезмерной патетичностью, экстаз от разговоров о художниках и литераторах. Её речь, в которой она сообщает Костикову величайшее открытие, сделанное ею совместно с коллегами-учеными, что «Смысл жизни… в самой жизни!», является кульминационным моментом спектакля. После выплескивания этой бури успокаивается и сама искусствовед, и ученые, да и вообще все успокаивается. Всё как будто наполняется смыслом, который казался таким далеким, а на самом деле был так близко.
Роли членов семьи Костикова хоть и маленькие, но ёмкие – в каждом из этих героев мы узнаём своего соседа или соседку. Роль простушки-жены исполняет Елена Удатова. Свою Марину она наделила специфическим говорком, который указывает на её необразованность. Эта женщина уже много лет обижена на жизнь и на давнюю измену мужа. Огородник-отец – Максим Клушин – озабоченный своими помидорами и радостью за сына пухленький мужчина в камуфляже. Он всегда знает, где запрятана чекушка, и знает, в какой момент её лучше достать, чтобы не ругалась жена. Мать Юлии Белаш вызывает хохот у зрителя. Это хозяйка дома и всех членов семьи. Она появляется в зале в домашнем халате и с полотенцем на голове. Радостно встречает сына и начинает суетиться об ужине. Узнав об отъезде сына, мать, конечно же, начинает яростно шинковать капусту, причитая об опасностях.
Финал спектакля совершенно неожиданный: существа на корабле передумывают насчёт кандидатуры Костикова и оставляют его на Земле, но в Африку он все же отправляется, для поддержания легенды. Вот жил себе Костиков, пил пиво и ругался с любимой женой, ездил на дачу и носил майку с надписью «Битлз навсегда», но тут его встряхнули и заставили задуматься. Его жизнь изменилась, в ней наконец-таки появился смысл. И инопланетяне выбрали другого человека, с которым в ближайшие 72 часа произойдет то же самое, что и с Борисом Костиковым. А после него будет второй, третий, а потом на его месте вдруг можешь оказаться ты.
Светлана Храновская - студентка четвертого курса факультета журналистики ДВФУ (Владивосток). khranysik@mail.ru