Юлия Плотникова
«Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел»
Фантазию «Тайм-аут» в новосибирском «Красном факеле» поставил многократный номинант «Золотой маски» Петр Шерешевский. К слову, для него это далеко не первый опыт сотрудничества с театром. Режиссер, ранее осуществивший на сцене «Красного факела» постановки по Шмитту, Вампилову, Пиранделло, на сей раз обратился к пьесе современного российского драматурга Марины Крапивиной.
Сюжет «Тайм-аута» поначалу может показаться до боли банальным - вот перед нами соцработник Люда (Ирина Кривонос), мать-одиночка, в край измотанная работой, которая ей давно не приносит ни капли удовлетворения, и всем тем, что можно обозначить словом «бытовуха». Несложно догадаться, что, несмотря на серую и вязкую реальность, в героине все еще тлеет надежда на другую жизнь, где она будет счастлива и любима.
Спектакль открывается сценой, в которой Вера Андреевна Кузнецова (Галина Алехина) делает для Люды карточный расклад на любовь. Здесь и далее практически все действие разворачивается в глубине сцены, посреди декораций, имитирующих полки в супермаркете (художники - Александр Мохов и Мария Лукка). На экран, занимающий половину игрового пространства, выводятся крупные планы - съемка ведется прямо на сцене в режиме реального времени, операторами становятся артисты, не задействованные в текущем эпизоде. Камера позволяет зрителю рассмотреть то, что не видно из зала, обратить внимание на важные детали, а различные видеоэффекты и способы съемки создают атмосферу то триллера, то артхауса. «Тайм-аут» - настолько же кино, насколько и спектакль, а точнее, синтез этих двух видов искусства.
Карты говорят, что в жизни Люды уже есть или в скором времени появятся трое мужчин. И предсказанная тройка - певец Геннадий, не по годам игривый пенсионер Одинцов и бывший муж героини Виталий - действительно дает о себе знать. Но, как может догадаться зритель, в дальнейшем Вера Андреевна в своем раскладе не предсказала будущее Люды, а предопределила его, сотворила. Дело в том, что в обыденное существование Люды вмешиваются мифологические персонажи: пенсионеры, за которыми по долгу службы приглядывает героиня, оказываются скандинавским верховным богом Одином и тремя норнами. Так, под маской Веры Андреевны Кузнецовой кроется норна Вернанди. В постановке Шерешевского нескладная, унылая, однообразная судьба Люды, все ее детские психологические травмы - дело рук хтонических сущностей.
На протяжении действа героиня несколько раз произносит на камеру речи о том, как она любит свою работу, как она благополучна и счастлива. Но слова эти звучат как аутотренинг, кажутся фальшивыми, безжизненными, навязанными кем-то другим. Мотив предопределенности, роковой неизбежности, покорности высшим силам присутствует в спектакле даже на уровне музыкального сопровождения - дочь героини Даша (Луиза Русанова) слушает песню группы АИГЕЛ «Тело», в которой есть строки: «На меня повесили слово и число, слово, и число, и все другое барахло». Иллюстрацией к ним могли бы послужить кадры, где Люда обреченно бредет через белое снежное поле с тяжелыми пакетами, точно так же, как бредет по жизни со всем тем «барахлом», которое повесили на нее ушлые боги. Вся ее жизнь - это белое поле, «сплошной тайм-аут».
Реальность в спектакле то и дело двоится - а то и троится, как в случае с персонажами, которых играет один и тот же актер, Денис Ганин. Бог Один, который считается мастером перевоплощений, появляется в судьбе Люды сразу в трех обличиях - сумасшедшего отца, популярного певца Геннадия, в которого героиня наивно и сентиментально влюблена, и пенсионера Одинцова. На мгновение сняв очки, не по годам игривый старик превращается в томного красавца - так бог Один на считанные секунды являет свое истинное лицо. Гротескная Лидия Афанасьевна Конопкина, она же норна Урд, и вовсе существует в спектакле в двух экземплярах - играют ее братья-близнецы Александр и Юрий Дроздовы. Актриса Юлия Новикова, исполняющая роль Нонны Михайловны Гукасян, или норны Скульд, на глазах у зрителей с помощью грима превращается из молодой женщины в старуху - позднее метаморфоза повторится, но в обратную сторону. Изображение на экране расщепляется с помощью глитч-эффектов, цветные и черно-белые кадры сменяют друг друга, и уже трудно сказать, где проходит грань между реальным и мистическим.
Любопытной находкой создателей спектакля стали огромные бутафорские фигуры, появляющиеся на авансцене. На них проецируется видеоизображение трех персонажей, рядом с которыми Люда кажется зрителям, да и самой себе, особенно незначительной. Начальница райсобеса Ляшко (Владислава Франк) устраивает героине разнос за плохую работу, для певца Люда оказывается лишь одной из целой толпы поклонниц, а покойный отец в воспоминаниях вырастает едва ли не в монстра. Люда оказывается маленьким человеком во всех смыслах, есть даже нечто ироничное в том, что представители высших сил выбрали именно ее.
Удается ли Люде вырваться из замкнутого круга, куда ее против воли поместили боги? Финал спектакля - к слову, отличающийся от финала пьесы - неоднозначен. Героиня ложится в ванну и, глядя просветленно в камеру, произносит несколько фраз из разряда тех, что повторяла рефреном на протяжении всего действа. Сложно сказать, инсайт это или очередной аутотренинг, попытка убедить себя в нормальности происходящего и смириться с ним. Вслед за этим Люда выбегает на авансцену в алом халате, с мокрыми волосами, чтобы под живую музыку (композитор - Ник Тихонов) исполнить стихийный, неупорядоченный танец. Что это - жест отчаяния или долгожданная трансгрессия, выход за пределы очерченного богами пространства? - каждый может решить для себя сам. И такой открытый финал - лишь намек на возможный исход - впечатляет намного сильнее, чем окончательный и бесповоротный факт.
Фото Фрола Подлесного.
Юлия Плотникова в 2015 году окончила филологический факультет Алтайского университета. В 2018 и 2019 годах принимала участие в работе Школы молодого театрального критика (руководитель – Глеб Ситковский), организованной Алтайским отделением СТД РФ. В настоящее время является автором журнала «Культура Алтайского края». Контакты: julia.v.plotnikova@yandex.ru