Стас Зверев
Лаборатория бэби-театра на Камчатке
Это первый камчатский бэби спектакль. Знаю по опыту, родители с малышами до трех лет очень хотят участвовать в таких театральных представлениях. Пионером бэби-театра называют итальянского режиссёра Роберто Фрабетти, создателя театральной программы «Маленький размер — Большие граждане». Когда театр для «крох» становился на ноги, это было движение против течения. В одном из интервью Фрабетти так прямо и заявил: «Кто не верит в театр для годовалых — это его проблема!»
Сейчас этот жанр востребован. Проводятся фестивали, специальные тренинги, творческие лаборатории. В феврале на Камчатку из Москвы прилетали театральный продюсер, основатель проекта «Бэби Лаб» Варвара Коровина и театральный педагог, основатель и режиссёр театра «Моника и дрозд» Екатерина Кочнева. Они провели творческую лабораторию «Бэби театр от идеи до премьеры», в которой приняли участие режиссёры, художники, артисты и педагоги. Лекции чередовались с практическими занятиями. Занимались пластикой, конструированием. Работали в командах и вместе искали ответы на самые разные вопросы. Что можно в бэби-театре, а что нельзя? Чем детский театр отличается от взрослого? Что такое бесконфликтная драматургия? Проводился даже смотр городских игровых площадок.
«Поначалу было непонимание. Нам говорили, что бэби-театр — это театр для неудавшихся актрис», - рассказывает Варвара Коровина: «Но мы много работали и сейчас — это уже не против течения. Появился бешеный спрос. Потому что был явен дефицит такого общения и с родителями, и с малышами». «Как это стало моим делом? — вспоминает Екатерина Кочнева, — У меня это совпало с моими детьми. Как это было? Пошла в магазин, набрала пустых коробок, и получился мой первый бэби-спектакль. Что здесь главное? Не просто насыпать манку и уйти. А пригласить малышей в подготовленное пространство. Цель — дать возможность для исследования».
Неделя исследований и практик в ходе творческой лаборатории в Камчатском театре кукол принесла двенадцать ярких идей. Самые перспективные были отобраны в репертуар. Проект путешествия гусеницы по лесной полянке стал спектаклем «Где Бабочка?» Режиссёр, актриса и музыкант Алиса Коротченко, художник Светлана Кужелева, актёры Наталья Кузьмина и Сергей Ветошкин.
Художник театра кукол Анна Манько, режиссёр Олег Бойко, актёры Владимир Бережков и Евгения Кевевтегина заняты воплощением ещё одной идеи театральной лаборатории: «Приключение Мидии». Маленькая Мидия живёт в своей уютной ракушке в глубинах нашего Тихого океана или, например, в прибрежных водах Авачинской бухты. И вот однажды в воду падает камушек, Мидия приоткрывает раковину и удивляется большому миру вокруг. «Я хочу загореться, наполниться, вдохновиться! — восклицает актриса Евгения Кевевтегина, — Я понимаю, что для Камчатского театра кукол это новый виток развития».
Есть и проект сказки из клубков и нитей «Земля Кутха» художника Юлии Бочкарёвой, которая трудится в Краевом объединённом музее. «Ночь таинственных подушек» актрисы Сандры Клер. «Колос» — по мотивам сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» — художника Анны Бобровой, актёров Александра Боброва и Евгении Кевевтегиной. «Мой друг волк» — театрализованная игра воспитателя детского сада Ольги Короновой. «Одуванчик» художника театра кукол Екатерины Черешковой и Екатерины Самсоновой, краеведа Камчатской краевой библиотеки имени С.П. Крашенинникова. Игра-общение «Ах и Ох» Ирины Зотовой с использованием приёмов уличного театра. Педагог Инна Дробушевская представила проект, подготовленный творческой группой Петропавловск-Камчатского городского Дома ребёнка. Учителя и воспитатели заявили идею театрального знакомства с детской гонкой на собачьих упряжках «Дюлин». Это будет история одного дня маленького Щенка и его спутников Ветра, Камбалы и Оленя. «Мы работаем с детками от недели до 3-х лет. Есть с особенностями развития. Мы разыгрываем сказки, даже устраиваем шумовые оркестры», - рассказывает старший воспитатель Инна Дробушевская.
Почти во всех проектах большой упор на звуки. Будь-то лесная полянка, глубины океана или деревенская пастораль. Ведь для бэби тут особенность. Велик интерес к звукам самим по себе, не к резким и громким шумелкам, а к нежному динь-динь колокольчика, вкрадчивому тиканью часов, мерному стрекотанью трещотки на колесе велосипеда, мяуканью котёнка, шёпоту ветра в кроне, капели и проч.
Позволю здесь пару абзацев о шумовых оркестрах, звуковом искусстве, саунд-арте. Это понятие очень обширное. Когда началось? Что это было? Игра на щепе пня или на тетиве лука? В любом случае важной вехой стало появление футуристических инструментов интонарумори, созданных итальянским музыкантом и художником Луиджи Руссоло, автором манифеста «Искусство шумов» (1913). Интонарумори – шумовые модуляторы, шумовики, шумихи. Инструмент представлял собой деревянный кубоид с раструбом громкоговорителем. Внутри металлические струны или струна, система колёс и зубцов. Вся конструкция приводилась в действие рукояткой наподобие шарманки. «Вообще в этих инструментах много дикого и беспокойного», - характеризовал их композитор Сергей Прокофьев, интересовавшийся творчеством Руссоло. Каждый собранный инструмент получал своё имя: первый Скопиаторе – это значит Взрыватель, Скрапер (Скрипун), Стропикиаторе (Треньканьщик), Рамблер (Грохотальщик), Ронзаторе (Жужжальщик) и т.д. Музыкальные пьесы для интонарумори имели соответствующие названия: «Встреча автомобилей с аэропланами», «Пробуждение одного города». Современниками музыка шумов была встречена не то, что скептически, - враждебно. А сейчас без шумов и не представить современной электронной музыки. Руссоло желал, чтобы «усиленная чувственность, уже покорённая зрением футуризма, наконец, получила слух футуризма». Масштаб этому направлению задал советский авангард. Пример - российский композитор Арсений Авраамов - автор «Симфонии гудков». Премьера симфонии прошла в 1922 году в Баку. Если так можно сказать, - оркестровой площадкой становился целый город. В определённых его районах располагались артиллерийские расчёты, армейские части, подразделения конной милиции и т.д. По мановению композитора, в каждый заданный момент раздавались заводские гудки, взлетали аэропланы, гремела канонада выстрелов, ревели моторы, машинисты паровозов со свистом сбрасывали пар.
В Манифесте «Искусство шумов» Руссоло приводит шесть семейств звуков для футуристического оркестра:
1. Громыхания, гром, столкновения, всплески, гудение
2. Свист, шипение, фырканье
3. Шёпот, мурлыканье, бормотание, рычание, журчание
4. Скрежет, скрип, хруст, жужжание, треск, шарканье
5. Шумы, производимые стучанием по металлу, дереву, коже, камням, глине
6. Голоса животных и людей
Подчеркните те, что будут приятны маленькому человеку будущего. Футуристы сто лет назад искали шумов странных, резких. Жаждали ошеломительного грядущего. Но вот, что-то совсем не хочется лететь на Луну верхом на пушечном ядре. Верится в творчество человечное, объединяющее, которое начинается с самого детства. Лёгкость, ободряющая улыбка и приглашение в не пугающий мир. Бэби театр – это нежное искусство будущего.
Стас Зверев - мастер сцены Камчатского театра кукол.