Катрин
«Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»
В многоуровневом спектакле-перформансе, состоящем из живой музыки, танца, преданий и 3D-графики, события развиваются нелинейно. В историю, основанную на библейской и исламской легенде об Иосифе (Юсуфе) Прекрасном, не обязательно погружаться буквально, и здесь зритель скорей выступает в роли соучастника, сопереживающего общим настроениям, которые могут меняться в зависимости от предлагаемых обстоятельств. В канву постановки вплетены музыкальные визуализации (вижуал-арт), звуки природы, экспромты диджея за пультом и шаманские вокализы в сопровождении бубна и варгана, а также танцевальные импровизации, где угадываются отдельные сольные номера, рождающиеся из состояния «здесь и сейчас».
У спектакля нет четкого сюжета, хотя угадывается условная линия повествования от сотворения мира, где вначале было далеко не слово, но звук или свет, а, быть может, даже цвет - вплоть до рождения человека коллективного, а затем и человека-индивидуума, который то борется с невидимыми силами природы, то взывает к неведомым богам, то преследует врага, то убегает, становясь как частью группы, так и бросая вызов племени: «один против всех», то рождается из неведомой материи-массы, то умирает, побеждённый коллективным бессознательным или же собственным эго.
Вместо декораций в спектакле используются визуальные эффекты: так называемая генеративная графика, которая никогда не повторяется и рождается от спектакля к спектаклю прямо на глазах у публики. Визуальные образы, придуманные и реализованные дизайнером Рашидом Османовым, делятся на два типа. Первый тип - это визуал, который зависит от музыкального сигнала и рождается непосредственно благодаря музыке, преобразовываясь в 3D-картины с помощью компьютерных программ. Второй тип – это датчики «кинект», считывающие движения танцовщика и создающие неповторимый графический узор. В спектакле также работает художник-каллиграф.
Ближе к концу перформанса появляется текст. Наконец слово родилось, но в жанре театра абсурда. И чем больше понимаешь абсурдность происходящего в попытках объяснить необъяснимое, тем быстрее сменяются языки коммуникации, рождая для одних зрителей, понимающих иностранный язык, дополнительные смыслы, и вызывая когнитивный диссонанс и вполне естественный смех у других. И, действительно, что это если не распространенный прием абсурдистов заменять традиционную сценическую речь нечленораздельными звуками в попытках убить язык, служащий явным барьером для взаимопонимания между людьми?!
Ирония по праву занимает важное место в концепции постановки. Она прослеживается и в костюмах, и в позах гопников (таковы традиционные герои Нурбека Батуллы), которые то замирают в картинных стоп-кадрах, то вытворяют пластически нечто невообразимое, первобытное. С другой стороны, мы видим смешение стилей, эпох, культурных пластов. Так классический танец с характерными падеде, плие, батманами вытесняется брейк-дансом или даже тиктоником, а то и вовсе превращается в нервную тряску человека, впавшего в транс.
Нафс часто ассоциируется в суфизме с источником желаний человека, именно эта часть эго вызывает страсти, и в танце это прекрасно отражено. Вот боксерские движения одного из солистов переносят нас на воображаемый ринг, где нужно положить на лопатки соперников, а вот артист балета в момент зрительских оваций торжествует на сцене. Правда, недолго. Гопники, которые снова появляются на сцене и олицетворяют на этот раз невидимых врагов или завистников, «убивают» артиста из водных
пистолетов, предварительно сорвав с него костюм. Здесь мы уже имеем дело с постиронией, заставляющей зрителей задуматься о таком проявлении эго как слава и ее последствия.
Отдельное место в спектакле занимает фигура человека, просто сидящего на заднем плане на протяжении всего действия. Когда спектакль прекращается, человек встаёт и уходит. Что это, если не фигура наблюдателя?
Фото Зои Рутер и Татьяны Лепп
Екатерина Яковлева (творческий псевдоним: Катрин) в 2016 году окончила МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет искусств, мастерская Е.А. Хорошевцева (специализация:музыкально-сценическое искусство). В настоящее время - студентка Театрального института им. Бориса Щукина (курс Анны Бруссер: мастерство искусство речи). Работает в Президентском фонде культурных инициатив в качестве официального диктора и главного эксперта в Департаменте образовательных программ и специальных проектов. Певица, актриса озвучания, автор поэтического сборника «Поэзия. Избранное», сказочной трилогии «Лидия. Таинственный мир».