Лана Йекнич
«Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда
Премьера спектакля Николая Коляды «Раскольников» по одноименной авторской инсценировке романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» была показана в апреле 2019 года. В актуальности замысла Достоевского нет сомнения – неужели это тот же самый молодой человек эпохи Достоевского, перешагнувший в сегодняшний день? Что движет человеком и готово ли современное молодое поколение решиться на бунт и снова переступить через Божий и человечий закон, воплощая свои идеи?
Спектакль стартует с пробуждения главного героя, и, хотя кажется, что страшный сон завершился, зритель только начинает наблюдать за ужасающей реальностью Раскольникова. Яркий монолог Раскольникова (Константин Итунин) – пересказ сна об убийстве лошадки – предвещает его собственную трагедию, трагедию человека, подвластного своей мысли стать одним из «необыкновенных» людей. Единственной декорацией служат цепи, лежащие на сцене, с самого начала заявляющие о тяжелом бремени, возложенном на плечи героя. Бремя Раскольникова – мысль, не оставляющая его в покое. Раскольников Коляды – отщепенец, индивид, готовый пойти на что угодно в целях проверки своей идеи.
Талант Коляды заключается в его умении прислушиваться к шагу времени, не отставать от него и при этом оставаться последовательным в сохранении идеи классика. Спектакль отлично показывает гнилую общественную среду, различающую только два типа людей: «вшей» и Наполеонов. Два других артиста в постановке Владислав Мелихов и Игорь Баркарь умело превращаются во всех остальных персонажей романа: старуха-процентщица легко становится то Порфирием Петровичем, то Лужиным, то тенью (или альтер-эго главного героя, в зависимости от прочтения публики), вызывая у зрителя фантасмагорическое ощущение мира, но одновременно указывая на амбивалентную природу героев романа и демонстрируя, как человек легко может оказаться в чужой шкуре.
Спектакль Коляды построен как самоуглубление героя, сталкивающегося с другими персонажами. Действие держится на рассказах героев о происходивших событиях. В том-то и есть волшебство постановки Коляды – герои-рассказчики повествуют, их поступков не видно, но их сила именно в способности окрасить свой рассказ, представить словами действие так ярко, чтобы включить воображение зрителя и вовлечь его в театральную магию. Большая часть спектакля, кроме того, держится на репликах, образованных из повествовательного текста романа, а не из диалогов. В пластическом оформлении спектакля Коляда создает ощущение участия всех героев в какой-то смертельной пляске, танце призраков. Это бесы, живущие внутри героя. Коляда нарочито одевает своих актеров в толстовки цвета российского флага с надписью «Russia», подчеркивая лишний раз актуальность происходящего.
Интересен прием чтения, когда Раскольников и двое его сверстников, якобы углубленные в написанное, читают о воскрешении Лазаря, пародируя Евангелие и последующий диалог Сони с Раскольниковым о духовном возрождении преступника. Коляда резко критикует необразованное и неверующее молодое поколение, обращенное только к самому себе. Какую ценность сегодня имеет книга для молодых людей? Особенно ярка и сцена на дискотеке. В руках танцующего Раскольникова мобильный телефон, по которому Раскольников признается в своем преступлении – пока его друзья танцуют, он звонит Соне. Ответ от Сони приходит в виде смс. Оставаясь уверенным в своих убеждениях, Раскольников издевается над сообщением Сони, но кажется, это ненадолго.
Особая карнавальность и ритуальность режиссуры, свойственная Коляде, наблюдается и в спектакле «Раскольников». Совершая своеобразный ритуал, герой проливает смазочное масло на себя, закутывается в цепи. Они оставляют на теле черный след вины, греха. Перед ним стоят два стальных копья с бутонами роз на навершии и привязанными к ним красными ленточками в виде бантиков, которые мотыляются еще и на шеях героев в течение всего спектакля. Два копья символизируют расщепление Раскольникова, раздвоенность его души и ума, разорванного между желанием помочь другим людям и преступными действиями. Красные бантики на шеях героев можно толковать и как своеобразный символ революционного духа, знак бунта. Нет удачной революции без кровавых жертв. Но путь любви и покаяния – это единственный правильный путь, согласно философской концепции Коляды.
Финал спектакля жизнеутверждающий, полон надежд на лучшее будущее и возможное возрождение человеческой души – в этом Коляда не уступает, всегда сохраняя в финалах своих постановок тихую, неутолимую радость жизни, порожденной любовью, верой и надеждой. В конце спектакля звучит русская песня «Ой ты, степь широкая», вызывающая у зрителя ощущение начала новой жизни.
Лана Йекнич - аспирантка филологического факультета Университета в Белграде, Сербия