Алина Арканникова
«Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».
Нурбек Батулла и команда центра MOÑ назвали «Sak-sok» перформансом — хотя это, конечно, не перформанс.
Сюжетная основа — древний татарский баит о братьях Саке и Соке, которые поссорились из-за наконечника стрелы, были прокляты матерью и превращены в птиц. Но спектакль, конечно, не об этом. Вернее, не только об этом.
Сумасшедший рейв и медитация. Каин и Авель. Сотворение мира или столкновение тектонических плит. Интерпретация Нурбека Батуллы далеко выходит за рамки отдельно взятой легенды.
Сюжетная схема тает. Стальные нити драматической конструкции обнажены. Минуя десятки слоёв условностей, «Sak-sok» даёт смыслы почти непосредственно.
Два актёра находятся на площадке в окружении зрителей. Танцовщики — Нурбек Батулла и Марат Казиханов — с первых секунд выглядят одновременно инобытийно и маргинально. Тут и бритые головы, и неон спортивных костюмов, которые вполне можно принять за условный Adidas, и абсолютно выключенное из окружающей действительности состояние.
Пластическое существование — выпрыгивание из тела. Элементы классической хореографии в модицифицированном виде сочетаются с брэйкдансом и чем-то другим, совершенно интуитивным, выходящим за рамки любых техник. На архаику накладывается техничность, на звериное — сугубо искусственное.
Трое музыкантов рассредоточены здесь же, по трём зрительским рядам на сцене. Перкуссия, этнический струнный инструмент, тревожная и почти не включающая в себя слова вокальная партия певицы в национальном костюме — аудиальная ткань уплотняется и как будто бы дополнительно заряжает танцующих.
Отправная точка — проклятие и превращение в птиц. Один из героев конвульсивно колотится на полу, другой бережно держит его бритую голову. Превращение случилось. Можно понять так, а можно понять и иначе: в тихом мире первоначальной гармонии что-то сломалось.
Героев притягивает друг к другу сила на уровне законов физики. Разорванная связь родства как нарушение первооснов, и никаких дополнительных смысловых надстроек. Сак и Сок пытаются найти друг друга на пустой площадке, задымлённой и залитой цветным светом, но никогда уже не найдут.
Как будто бы сама энергия отталкивания порождает попытки встретиться, дотянуться друг до друга, поймать. Братья в состоянии обнаружить друг друга в клубах дыма, но подлинной встречи не будет уже никогда. Линия жизни превращается в дерганую кривую полувстреч.
Между героями не вырастает гора, как то было в легенде. Их отшвыривает друг от друга с интенсивностью, пропорциональной возрастающему упорству в попытках это отталкивание преодолеть.
Кажется, что в часовом пластическом спектакле в самом деле дана вся жизнь в свёрнутом виде. Сак и Сок по-прежнему спасают и вытаскивают друг друга. Один безжизненно повисает на другом — и другой тащит его за собой. Но стоит больному прийти в себя, как невольное противоборство возобновляется. Спектакль делится на части, каждая из которых, дойдя до точки максимального напряжения, разрешается в снятии. Конвульсивно мигает стробоскоп, движения становятся быстрее, пение и музыка — тревожнее. А потом всё начинается заново, уже на другом этапе.
Кульминацией становится попытка убийства — которая оборачивается провалом. Братья предстают двумя вечными силами и вечными сущностями. Умереть они могут только на секунду, признать поражение — только на одно мгновение. А потом жертва встаёт, и всё начинается сначала.
«Sak-sok» осуществляет выход вверх. Брату не удалось убить брата, не удалось преодолеть проклятие, не удалось ничего поменять. Но тут на сцене появляется третий. Даже неважно, кто это — ещё один проклятый, существо, решившее вмешаться в дела Сака и Сока или просто третья действенная сила. И теперь внимание братьев обращено не друг на друга, а на третьего.
Третий в бешеном темпе кружится на месте, а Сак и Сок перескакивают с места на место, словно заключая его в круг. И в этом сумасшедшем вращении преодолевается дурная бесконечность проклятья.
Фото Инны Афанасьевой
Алина Арканникова - студентка третьего курса театроведческого факультета РГИСИ, работает в театре «Особняк» и театре «Lusores».