Лидия Фрицлер
«Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «АртМиграция-2021».
С драматургической точки зрения, «Корея 03» – вербатим, поскольку в спектакле звучат истории бурятов, уехавших на заработки в Южную Корею. Обычно от вербатима ждешь какой-то жесткости, долгих монологов, возможно даже документальной хроники. «Корея 03» разбивает эти ожидания: документальность не бьет «в лоб». Такое ощущение возникает благодаря режиссерскому решению монологов: артисты говорят словами своих «доноров» на фронтальную камеру смартфона. Изображение транслируется на задник. Получается не прямая документальность, а опосредованная этим художественным приемом. Зритель понимает, что это слова реальных людей, но они работают как рассказы по видеосвязи: происходит некоторое отчуждение. При этом каждый такой монолог оправдан, поскольку теперь по видеосвязи научился общаться весь мир.
Корея здесь делится на два мира: мир, растиражированный массовой культурой, и мир, в котором существуют страхи и боли трудовых мигрантов. В первом мире все розовое (буквально розовое: все декорации решены в этом цвете), милые девочки в пуловерах и коротких юбках танцуют и делают сердечки из пальцев. Во втором мире – монотонная и низкооплачиваемая работа, страх депортации, оставленные на родине семьи. Режиссер Сойжин Жамбалова не противопоставляет эти миры, они существуют параллельно друг другу и не соприкасаются.
В поисках лучшей жизни герои оставляют близких: детей, партнеров, мужей и жен. Не каждый может пережить подобное: тяжело переносят разлуку оставленные дети, распадаются семьи, расходятся влюбленные. Девушка говорит молодому человеку, что больше его не любит. Он пытается заглушить свои чувства, ищет замену. Сцена работает на узнавание архетипичного сюжета: актер примеряет туфельку (обычную, не хрустальную) ко всем девушкам на сцене. Не найдя замену чувству и не выдержав расставания, герой заканчивает жизнь самоубийством: актер падает за задник высокой декорации.
При этом спектакль не лишен жизнелюбия: мир героев не стоит на месте, они продолжают любить, искать счастье. На контрасте работает сцена любви: на задник проецируется то, как замешивают тесто на лапшу, а на сцене происходит недвусмысленная любовь.
Складывается ощущение, будто за героями наблюдает какая-то сила: некоторое время на сцене находится кукла в виде сотрудника то ли правоохранительных органов, то ли миграционной службы. Это человек в форме, мягкий, огромная мягкая игрушка, но лишенный лица. Безглазый, он молча сидит в каморке, пока приехавшие в Корею мигранты радуются прибытию и открывшимся возможностям.
Мигрантам не избежать и осуждения за принятое решение. В спектакле эта проблема показана комично: три девушки в деревенских халатах с логотипами социальных сетей (ВКонтакте, Facebook и Instagram) как бабки-сплетницы обсуждают жизнь героев, не стесняясь в выражениях. Метафора угадывается сразу.
Тема трудовой миграции из России нечасто поднимается в театре. Жизнь в постоянном страхе за себя, за близких, потеря чувства безопасности и зыбкая надежда на светлое будущее – все это, безусловно, актуально.
Фото Инны Афанасьевой
Лидия Фрицлер - магистрантка РГИСИ, участница Лаборатории молодой критики на фестивале «АртМиграция-2021»