Полина Куревлева
«Садко» Н.А. Римского-Корсакова, реж. Дмитрий Черняков. Большой театр
Дмитрий Черняков приглушает блеск сказочной помпезности, обнажая внутренний конфликт героя и его столкновение с внешним миром, с толпой. Герои постановок этого режиссера — наши современники, возможно, даже наши знакомые или друзья. Черняков пытается преодолеть дистанцию длиной иногда в несколько веков, приближая к нам таких классических и великих (поэтому недостижимо далеких) персонажей, как, например, Садко.
Главный герой оперы Николая Римского-Корсакова — среднестатистический молодой мужчина, одетый в простую рубашку и безликий свитер с брюками. Он не богат и не беден, не убит горем и не безоблачно счастлив. Его жизнь, скорее всего, состоит из однообразной офисной работы и серых выходных. Как же далек этот образ от персонажа, например, из фильма «Садко» с Сергеем Столяровым в главной роли! Садко Чернякова нам ближе, чем златовласый богатырь из сказки Птушко. Вот такого современного Садко режиссер испытывает сказкой.
Образы героев продуманы до мелочей и составлены со вкусом. Все персонажи из толпы новгородцев в «Садко» облачены в стилизованно-сказочные наряды разных цветов, которые красиво сочетаются друг с другом. Все одинаковые блондины с бородами и блондинки с длинными косами. Кроме самого Садко (Иван Гынгазов), Любавы (Ксения Дудникова) и Волховы (Надежда Павлова). А также работников Парка исполнения желаний, в котором происходят все действия оперы. Они меняют декорации, выделяясь на их фоне яркими кепками и рабочими комбинезонами, совершенно не пытаясь сделать это незаметно. Иногда даже выходят на середину сцены, чтобы просто добавить пара или что-то поправить. Они – одни из полноправных создателей этой сказки.
Декорации не заполняют сцену целиком, оставляя вокруг себя серое пустое пространство. Перед нами оживают эскизы и картины знаменитых русских художников, декорации прежних постановок оперы: «Хоромы братчины» Васнецова, «Берег Ильмень-озера» Билибина, «Горница в доме Садко» Рериха, «Пристань Великого Новгорода» Коровина, «Терем царя морского» Егорова. Такие живописные декорации (иногда это даже просто огромная репродукция картины, а не объемный декор) подчеркивают театральность, искусственность иллюзорного мира, в который попал главный герой. Кроме того, цитаты из предыдущих постановок формируют сказочность истории, которая универсальна, поэтому не может быть лучше или хуже предшествующих.
«Садко» - красивая сказка со счастливым концом. Но только если за постановку берется не Черняков. Режиссер погружает нас в фальшиво-сказочный мир. В начале нам показывают видео-интервью с главными героями. Садко – неуверенный в себе молодой человек, которому не хватает ярких впечатлений в жизни. К тому же у него не складываются отношения с противоположным полом. Любава – несчастная женщина, которую всегда бросают, но она хочет построить прочную семью, почувствовать себя любимой. Волхова – уверенная, целеустремленная девушка, которая ищет приключений (в том числе любовных) и готова бесстрашно броситься в омут предстоящих событий.
В начале скромный, Садко относится к происходящему пиру скептически. Он еще не включился в игру, поэтому исполняет арии и ведет себя отстранено. Но со временем этот «маленький» человек (на полупустой сцене в условных декорациях он смотрится именно таким) набирает обороты, так что ближе к концу оперы Садко превращается в сумасшедшего или, по крайней мере, одержимого.
Музыка Римского-Корсакова затягивает в пучины сомнений, желаний, страданий и мыслей главных героев. Иногда можно перестать замечать бегущую строку («Переход в павильон…») и стать участником этого страшного, но сказочно манящего аттракциона. В такие моменты Черняков обрывает замечтавшихся героев и бросает их в следующий павильон-испытание.
Приход гостей на свадьбу в подводном царстве напоминает модный показ. Такие разные морские существа дефилируют по светящейся лестнице. Непрерывное движение все прибывающих гостей закручивается в водоворот хороводов. Удивительные костюмы морских обитателей можно рассматривать бесконечно. Но и этот сказочный праздник подходит к концу. Прекрасные гости медленно и печально покидают уже опустевшую сцену, оставляя Волхову и Садко наедине.
Удается ли участникам данной ролевой игры решить свои проблемы? Волхова уходит, потому что ее роль закончилась или ей больше не по силам в этом участвовать? Может, она по-настоящему увлеклась Садко, а это не входило в ее планы.
Удержала ли Любава Садко? Он, конечно, признается ей в любви на словах, но в этот момент даже не смотрит на нее. Он поглощен своими внутренними переживаниями. Возможно, вспоминает Волхову, а, может, сокрушается, что его роль героя подходит к концу. Садко не хочет возвращаться в реальный мир серых будней. Он жаждет быть супергероем. Сказка не помогла ему, а сломала его, обнажив его комплексы и желания. Разве сможет он теперь так просто вернуться к обычной жизни? Заключительный хор исполняет торжественно-радостную партию со словами «Слава!» Но в контексте всего, что происходит на сцене, хор гремит пугающе и даже зловеще. Кажется, эту игру Садко сам себе проиграл.
Фото Дамира Юсупова.
Полина Куревлева окончила бакалавриат историко-филологического факультета РГГУ по специальности история театра и кино, театральная и кинокритика (2020). Продолжает учебу в магистратуре на том же направлении в РГГУ.