Ирина Галяуова
«Долина аистов» Иона Друце, реж. Тимур Галеев, Старооскольский театр для детей и молодежи имени Б. Равенских
В ноябре 2020 года на сцене Старооскольского театра для детей и молодёжи имени Б. Равенских состоялась премьера с молдавским акцентом. Спектакль выпускника ГИТИСа Тимура Галеева «Долина аистов» по произведениям Иона Друце поначалу не кажется актуальным. Тем уникальнее путь, который за два с половиной часа зритель и герои спектакля проходят навстречу друг к другу.
Впервые имя Тимура Галеева старооскольский зритель услышал на прошлогоднем молодёжном фестивале «Город юности. Ностальгия по герою», посвящённом памяти Бориса Ивановича Равенских. Молодой режиссёр представлял эскиз к пьесе «Птицы нашей молодости» Иона Друце. Обращение к творчеству молдавского писателя было, прежде всего, данью памяти: в своё время Борис Равенских работал с этим же произведением. Кроме того, Молдавия — родина Тимура Галеева. Встреча год назад с Осколом, с его холмистым рельефом, виноградной лозой на заборах и панорамой крыш, открывающейся прямо, как выйдешь из театра, стали зёрнами, из которых родилась идея «Долины аистов». Виды старой части города послужили вдохновением и для молодого талантливого художника — выпускницы факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ Ольги Подболотовой. С её хрупкой руки на сцене появились многообразные крыши, на которых разворачиваются события.
«Долина аистов» — молдавское село, в которое перестали прилетать на гнездовье птицы. Не видно аистов, как и счастья в жизни жителей села, хотя кругом щедро льются песни и вино. С тщательно замаскированной болью и невозможностью что-либо изменить живёт старшее поколение, воплощением которого служит глава села Теодору Русу (Андрей Костиков). Рушатся надежды и у его детей: у молодого интеллигента Хория (Сергей Скоков) — на большую жизнь в столице, у его брата Ионела (Игорь Богатырёв) — на признание в отчем доме, у младшей дочери Софийки (Анна Величкина) — на ответную любовь.
И все дороги героев ведут к Руце (Марина Карцева) — глубокому, как колодец, образу женщины без возраста и единственной, кто продолжает плести гнёзда для аистов и ждать их возвращения. Она одна уберегла соломенный настил в изголовье своего дома, наперекор более практичным жестяным, черепичным — всё потому, что аисты любят соломенные крыши. В соломе есть то тепло, которое любит живое. Как аистам соломы в людском селении, его обитателям не хватает душевности и любви по отношению друг к другу. Кто-то её жадно ищет среди окружающих, как темпераментная Элеонора (Евгения Яврумова), любовница Теодору, кто-то в тщетных поисках уходит в выдуманный мир, как его кроткая жена Вета (Юлия Арсёнова). Каждому, каким бы опытом он ни обладал, нужен близкий друг, «подельник» в разделении земной участи и своя каса маре – красный угол дома, его душа, средоточие семейного счастья.
Спектакль сосредотачивается на простых и вместе с тем жизненно важных вопросах человеческого бытия. В отличие от птиц, обитатели «Долины аистов» не могут оторваться от своих крыш и улететь в поисках лучшего места и участи. Одних держат воспоминания юности, других — надежда. Каждый герой по-своему одинок. Собираясь вместе на сельских праздниках, они получают целительную, как им кажется, иллюзию общности. Но вина много, а спасительной родниковой непочатой воды, способной излечить, мало. Развесёлые песни походят на пир во время чумы, недаром во время одного из гуляний народ не замечает, как горит местная часовня.
«Если желание жить — это грех, то судить будут не меня одну. Всех судить будут!», — говорит знахарка Руца, утверждая, что жажда жить в людях превыше всего, и она-то часто становится причиной житейских драм.
Жажда жить утверждается молдавскими народными мотивами и в оформлении спектакля — костюмах, обрядах, речи. А традиционная музыка в живом исполнении объединяет не только сценических героев, но и зрителей, тем более, что действие проходит в обстановке камерного зала. Спектакль насыщен самобытными музыкальными номерами, не в каждом театре возможно собрать такой музыкальный ансамбль. Сам автор спектакля признался: «Если убрать всю музыку, то спектакль очень грустный. Но смысл в том, чтобы, несмотря на все трудности, находить в себе силы веселиться». В финальных сценах свадьба учительницы Докицы и гуляки и спекулянта Павэлаке показывает, что пусть не в любви, но люди в «Долине аистов» продолжают вить свои гнёзда. В чреве отцветшей сельской красавицы Паулины (Катерина Бойко) зреет новая жизнь. Опытная знахарка Руце даёт будущей матери наказ: «Постарайся вырастить его душевным. В нашем селе всякие были — и красивые и не очень, и умные и не очень. Но душевными были не все...»
Вот эта тоска по душевности и роднит нас с героями. Ведь, если оглянуться, мы тоже не увидим вокруг аистов. Но невольно с надеждой посмотрим в небо: вдруг пролетит хоть один?
Фото автора
Ирина Галяуова — журналист, редактор газеты «Педагог. Вожатый. Родитель» (ПВР) и газеты старооскольских школьников «Веснушка» города Старый Оскол (Белгородская область). В этих изданиях активно освещается деятельность Старооскольского театра для детей и молодёжи имени Б.И. Равенских. На основе публикаций в газете «ПВР» издана книга, посвящённая театру. В разработке совместный с театром проект для детской аудитории.