Елена Григорьева
«История одного преступления» Ольги Михайловой, реж. Егор Чернышов, Театр на Спасской, Киров
Премьера спектакля «История одного преступления» состоялась в Театре на Спасской 3 октября 2020 года. Спектакль в постановке Егора Чернышова по пьесе Ольги Михайловой логично продолжил тему, начатую в спектаклях «Каренин» и «Дуэль», и стал завершающей частью этой случайно сложившейся трилогии.
На сцене расставлены различные предметы — скамьи, напольные часы, глобус, конь- качалка, но больше всего внимание притягивает медведь с расставленными для объятий лапами (художник Светлана Тужикова). Падающий сверху и идущий от белого задника свет высекает контуры предметов из темноты. Декорации абстрактны и условны — они дают свободу фантазии. Создающее поначалу впечатление запустения, заброшенности пространство с появлением первых звуков музыки начинает меняться, наполняться людьми и перестраиваться. Конструкция из балок, подвешенная на тонких тросах, напоминает коловрат — славянский символ движения и цикличности. В определенные моменты элементы конструкции в определенном порядке опускаются вниз и выстраиваются в очертания тюрьмы, избы, кабинета Столыпина. Минимализм и функциональность декораций — одна из черт спектаклей Егора Чернышова. Внешнее движение и перемещение здесь вступает в спор с сюжетом спектакля, заявленного, как «драма бездействия».
Провинциальный адвокат Яншин (Ирек Галлямов) получает дело и должен заниматься защитой крестьянки Марьи Крюковой (Александра Попова), зарубившей свекра. В деле чувствуется подвох, и адвокат решает письменно обратиться за советом к Петру Столыпину (Владимир Грибанов) и Льву Толстому (Михаил Андрианов). В спектакле прослеживаются две сюжетные линии — переписка премьер-министра с писателем, история адвоката и его подзащитной. Во время диалогов одной пары другая замирает, прислушивается. Правда, за редким исключением — когда раздосадованный от бездействия Столыпина и Толстого Яншин встревает в их разговор и напоминает о сути дела. Оно и понятно: зачем двум великим умам проблемы маленьких людей, когда надо решить глобальные вопросы человечества, ответы на которые будут настолько полярны, что можно спорить вечно. И пропасть между ними особенно видна, когда простой народ под бодрую музыку (композитор Сергей Ушаков) пускается в лихой пляс вокруг чинно идущих в сторону зрителей аристократов.
Среди споров есть место и любви. Простая, но самодостаточная и дерзкая Марья — словно огонь посреди темной коробки сцены и глыб мужских мнений. В попытках найти причинно-следственные связи в её действиях адвокат очаровывается своей подзащитной. Их взаимное влечение раскрывается в пластическом этюде (хореограф Ирина Брежнева). В нем под мелодию «Конь унёс любимого» персонажи сходятся, чувствуется взаимное притяжение, электризуется атмосфера... Препятствием в их пути навстречу друг другу становится маленький деревянный конь-качалка, одиноко стоящий в центре сцены. На пылкое признание адвоката Марья отвечает: «Мой суженый уже белого коня седлает, ко мне ехать. Подхватит меня — и в тар-тарары». Вот и получается, что не с силами власти бьётся за справедливость окрыленный азартом Яншин — со смертью.
А точкой романтическим чувствам станет горькая правда подсудимой, с жаром сказанная на следственном эксперименте. Красавица обратится ведьмой. «Проиграл, проиграл!» — в сердцах кричит разочарованный адвокат. В очередной раз заботливая и мудрая служанка Федосья (Ирина Яблокова) вытаскивает его из ямы бездействия. Догорит жизнь крестьянки Марьи: босая, она накинет веревку на плечо и «топнет» напоследок выпущенной из рук обувью — повесится. Не спасет и приезд Толстого и Столыпина, прибывших в Пензу с опозданием в неделю. Истории их ухода из жизни расскажут адвокат и верный секретарь Столыпина (Александр Карпов). «Три смерти» свершились.
Фото: Ольга Потапова и Ярослав Булатов
Елена Григорьева — специальный корреспондент информационного портала IKirov.ru, участница Мастерской текстов LikeTheatre Театра на Спасской.