Лана Екнич
«Картина» Николая Коляды, реж. Николай Коляда, Коляда-театр, Екатеринбург
Премьера спектакля по пьесе «Картина» (1997) Николая Коляды прошла на сцене «Коляда-театра» 9 сентября 2020 года. «Картина», фантазия в одном действии, начинается яркой массовой сценой, в которой актеры принимают позы с известных ренессансных картин. Совмещение ярких контрастов, как в эстетическом плане оформления сцены (картина грязной пельменной, которая легко превращается в сказочные пространства с полотен итальянских мастеров или в фантасмагорическое пространство бреда в сознании Старика, в котором оживают гоголевские персонажи или выдуманные самым героем привидения), так и в игре самых актеров, смех и слезы, смирение и истерика в поведении героев — делают спектакль изящным и чрезвычайно ярким.
В противовес пельменной-«тошниловке», в которой работают сторожами герои спектакля, - «на стене — огромная, нарисованная маслом, картина: Дева Мария держит младенца Иисуса Христа, Иосиф—плотник напротив…» Картина красивого мира из мечты героев — Бабенки, Старика, Девочки и Вьетнамца — находится в контрасте с их «подвальной жизнью». Где-то там есть счастье для героев Коляды, но не здесь, не в грязной «тошниловке» на Бажова, 37. Радость причастности к прекрасному, желанному миру поддерживает героев «Картины»: «И там живёт Бог, там живёт он, вот такой — маленький, крохотный, красивый, над головой ареал, и там бараны ходят, и там люди живут, там всё есть, тут нету, там Бог есть, там жизнь, там, там, там…» От каждого слова, каждой фразы актеров «Коляда-театра» веет чем-то родным каждому человеку, словно в этих словах, придуманных Николаем Колядой, скрыты все боли и мечты человечества.
В словах Вьетнамца звучит речь от автора, когда-то давно так же сторожившего грязную пельменную, а теперь у «него полный карман денег, он в «коже», разодет, раздухарен». Молодым актерам «Коляда-театра» удалось передать зрителям мировозрение Коляды («что внутри него — живёт маленькое существо»), его совестливость, любовь к окружающему миру. Как сам Коляда говорит своим актерам: «Внутри каждого из вас живет солнце» — все в игре актеров «Коляда-театра» идет от естества.
Музыкальное оформление спектакля разнообразно: от легких итальянских мелодий через вальс и мамбу до русской песни. Кошки на фотографиях, мерцающие перед глазами зрителя, актеры в советской одежде, все равно принимающие позы с ренессансных картин, решетки на окнах русских домов — все ассоциируется с Россией, с русским бытом. Коляда играет с русским культурным кодом.
В «Картине» Коляды показано стремление русского человека уйти куда-то, потому что на родине для него счастья нет. Пельменная на Бажова и есть картина всей страны. Смех смешивается со слезами, тоска с радостью, в колядовском спектакле нет только черного или только белого, ибо все люди — только люди, способны любить, ненавидеть, грустить, радоваться, мечтать, творить, жалеть, жить и долго, долго умирать, хотеть спасти весь мир, жалеть, заботиться о другом человеке. «Где же вы раньше были, почему не обращались! Не плачьте! А что же мы, как же мы не поможем? Вы думаете — мы не люди? Люди, Тянь, люди! Это они там все думают, что мы — не люди, а мы люди, Тянь, мы все — люди, люди, Тянечка дорогой, люди», — говорит Бабенкa Вьетнамцу. Мечта о чем-то далеком-далеком, непостижимом, недосягаемом, но родном, когда-то увиденном в сновидениях, о чем-то пахнувшем домом, мамой, любовью, счастьем... — об этом спектакль «Картина».
А главное — духовная перемена в серцах героев, словно через свое сочувствие к другому человеку герои рождаются заново: «Вот так, вот так… И моё тоже. Заберите всё. Вот, вот, вот. Под суд пойду, но человеку помогу. Пусть берет все: кассу, вилки, ложки, ножи, стулья, столы, шторы, муку, туалетную бумагу, счётчик электрический, всё, всё, всё!!!» В попытке спрятаться за свои страхи, порожденные его мечтами и невозможностью их исполнения, Вьетнамец говорит, что он все наврал: «Молодец. Наврал ведь всё вам. Пельменная в одном конце города, а подвальчик в другом. Они не живут вместе на углу Куйбышева и Бажова. Но пельменная есть». И говорит он правду, ведь пельменная есть, но она в сознании героя, а что может быть более истинным для человека, чем его мысль, его воспоминания и мечты?
Фото Глеба Махнева
Лана Екнич - аспирантка филологического факультета, Университет в Белграде (отделение русской литературы).