Степан Каменев
«Вратарь и море» по Марии Парр, Тверской ТЮЗ, реж. Иван Пачин
В Тверском театре юного зрителя вышла премьера «Вратарь и море». Это сюжетное продолжение спектакля «Вафельное сердце» по книге Марии Парр.
Главные герои произведения – жители небольшой норвежской бухты Щепки-Матильды мальчик Трилле и девочка Лена. Для тверской сцены случай уникальный – ставят вторую часть произведения, а в главных ролях – те же актёры. Только им приходится играть уже не 9-летних, а 12-летних. И режиссёр тот же – Иван Пачин, который впервые взялся за подобную задачу. Можно оценивать новую постановку в отрыве от предыдущей, можно – в связке. Мы выберем второй путь.
В этих книгах есть схожие мотивы: взросление, приключения, дружба, познание мира и себя и т.д. И действие происходит, плюс-минус, в одном и том же месте. Изначально понятно, что основополагающим принципом успеха второй части должна быть непохожесть на первую. Надо отдать должное, тональность игры Сергея Зюзина и Инны Волковой не выглядит калькой с манеры игры в первой постановке по Парр. В частности показательным кажется момент, когда Трилле соглашается участвовать в постройке плота, а потом чешет в затылке – не зазорно ли таким заниматься взрослому мальчику?..
Или же по воле режиссёра Инна Волкова в роли Лены Лид тренируется умопомрачительно долго. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что переживаю за исполнительницу – уж не свалится ли она на сцене без сил? Насколько правдоподобно «вкалывает». Такие упорство и зацикленность на чём-то, насколько я помню, свойственны подросткам или детям, которые вступают в возраст тинэйджеров.
Памятуя о других подростковых ролях Инны, я напряжённым взглядом пытался поймать малейшие совпадения с иными образами. Но нет, здесь нет такого накала, как в драме «Вдох-выдох» – в один момент героиня плачет, но это не переходит в истерику. Нет и мягкости непоседливой девочки из комедии «Большая меховая папа»… Тут же актриса выбирает смыслообразующей эмоцией этой роли лёгкую озабоченность: «Ну-ну, посмотрим, что будет дальше…» И этот посыл плавно переходит в действия.
И если весь первый спектакль, «Вафельное сердце», был построен как игра – давайте изобразим, что девочка повисла на верёвке или мальчик бежит по холмам… Словно на съёмочной площадке фильма мы заглянули в павильон, где ставят на рир-экране спецэффекты… То вторая часть, «Вратарь и море», выглядит более серьёзной даже по форме. Сцены уже не предстают перед нами серией рисунков школьника на полях тетради, которую быстро перелистывают. Тёмные тона сгустились.
Бушующее море, изображённое на сцене с помощью плёнки, которую натягивают между чуть сдвинутыми частями занавеса, занимает важное место в картине мира главных героев. Если в первой части приключения в бухте Щепки-Матильды всё-таки, в основном, происходили на суше, то теперь 12-летние постепенно «учатся плавать» – и в прямом, и в переносном смысле. А как они «на перемотке», в ускоренном темпе собирают плот, посмотревший ещё долго будет вспоминать с улыбкой.
И вот природная стихия сталкивается с упорядоченной спортивной игрой. Море и футбол, эмоции от первой влюблённости и стабильность старой дружбы… Тьма моря и жёлтый свет фонарей над стадионом. Прямолинейность первой части обогатилась полутонами. И вот уже непонятно – чего сто́ит дружба с новой девочкой из класса, чью роль как по нотам сыграла Мария Крылова (в дубле – Диана Бадагиева). Даже внешне Мария напоминает гостью из Нидерландов (светлые брови, высокий лоб, тонкие губы), также актриса прекрасно отыгрывает переход от речи с акцентом, когда она хмурится, вспоминая слово, до свободного владения норвежским. Инна Волкова в роли Лены, отыгрывая ревность по отношению к иностранке, занимает выжидательную позицию без накала страстей: «Ну-ну, на чьей стороне ты, Трилле?..»
Тренировки по футболу с неприятным напарником Каем Томми, блестяще воплощённым профи-негодяем Романом Клоковым, и музыка с учителем-симпатягой Рогнстадом, исполняемым Владимиром Крыловым, воспоминания о бабушке, которые показаны словно чёрно-белое кино (блестящая работа с пантомимой, видео и светом!), и бурная школьная жизнь – актёры поочерёдно меняются за одной партой (это ли не динамичная метафора?)… Всё сталкивается, всё смешивается, всё бушует... А в одной сцене так в прямом смысле, когда при ЧП у Трилле перед глазами проносится вся жизнь.
Режиссёр Иван Пачин, оттолкнувшись от более, условно говоря, детской истории, словно от берега, поплыл решать практически взрослые вопросы. Совместно с инсценировщиком Фёдором Парасюком они отбирали эпизоды книги, которые будут представлены на сцене. Некоторые описания заменены действием. К примеру, в первоисточнике Трилле размышляет, что становится похож на дедушку, а в спектакле артист Сергей Зюзин просто надевает такую же шапочку и начинает копировать его жесты.
Степан Каменев - выпускник Тверского университета, журналист. О театре пишет с 2015 года. stepan_kamenev@mail.ru