Елена Жатько
«Человек из Подольска» Дмитрия Данилова, театр «ОКОЛО дома Станиславского», реж. Максим Громов, художник Сергей Тырышкин
Дебютная пьеса Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» широко популярна в современном театре. Используя жанр театра абсурда, драматург пытается создать сатиру на человека, существующего по тупой инерции, зависающего в бессмысленной череде действий. Окружающий миропорядок автор тоже рисует как нелепый бюрократический ералаш.
Полицейский участок, в который попадает Николай из Подольска, можно толковать не только буквально, но и аллегорически: как Чистилище, где строгие люди в погонах – то ли ангелы, то ли бесы. Пьеса схематична, она выводит на сцену персонажей одноликих, лишённых ярких монологов или поступков. Формат, отдалённо напоминающий телевизионное шоу, – с несуразными вопросами и такими же ответами, где подвести финальную черту просто невозможно. Остаётся загадкой: на какую «чистую воду» пытаются вывести Человека из Подольска?!..
Одноимённый спектакль Максима Громова в театре «ОКОЛО дома Станиславского» – это дипломная студенческая работа. Продолжая традиции педагога Юрия Погребничко, молодой режиссёр погружает сюжет в сценическую аскезу. Надпись на ржавой стене сразу настраивает на ироничный лад: «Вы сейчас находитесь здесь». Фигурирующие в тексте философские каламбуры материализуются в многочисленные изображения Будды. Голова с закрытыми глазами, вытянутыми мочками ушей появляется как видеопроекция, а также в виде компактных статуэток. Художник Сергей Тырышкин не перегружает камерное пространство, а с геометрической точностью рассекает его на небольшие островки. Человек из Мытищ (Юрий Павлов) делит небольшую клетку вместе с цветком в горшке и гитарой, рядом – Николай и Первый полицейский сидят за столом, а на авансцене растянулась деревянная дорожка. «Ай, лёлэ лёлэ лёлэ…» – напевно декламирует полицейский, важно перешагивая через деревянные брусья. Кажется, что он разгуливает по заброшенной железной дороге, потеряв всякий ориентир и здравый рассудок.
В таинственном параллельном мире, созданном на сцене, легко угадываются современные реалии. Здесь герои говорят будто сами с собой, заранее зная следующую реакцию или реплику. Жизнь получает новое отражение, в котором бездейственность определяет её главный смысл. Режиссёр специально погружает сюжет в вязкую монотонность, только изредка встряхивая её робкими танцами или неожиданными появлениями Цыганки в наручниках, огромного бюста Пушкина...
Тональность спектакля умиротворенная, медитативная, размеренная и вместе с тем проникнутая большим светлым лиризмом. При такой сдержанной эмоциональности актёры вынуждены играть аккуратно, балансируя на скользкой почве абсурдного текста. Успешнее всего с этой задачей справляется Алексей Чернышёв в роли строгого Первого полицейского. Актёр сохраняет под холодной маской своего героя обаятельную поэтичность. Речь у него спокойная и ровная, задающая главный ритм для остальных.
Человек из Подольска (Максим Солопов) в чёрном спортивном костюме и бейсболке растерянно всматривается в лица вокруг, будто пытается отыскать в них подсказки. А его продолжают засыпать вопросами, корят за незнание истории и провальную карьеру музыканта. Пропесочив бедного парня, ему торжественно вручают протокол, где написано: «Живет, как автомат… не любит, презирает свой город и его жителей… изо дня в день бессознательно совершает одни и те же действия… не осознает себя…» С помятой бумажкой Коля выглядит как школьник, проваливший выпускной экзамен. Он не понимает, почему его снова будут задерживать?! Теперь Человеку из Подольска нужно запастись буддийской мудростью и спокойствием, чтобы не сойти с ума, ведь убить «робота» в себе он никогда не сумеет. Также, как и понять, вписаться, приспособиться к окружающей формалистской действительности.
Сочувствует Коле молодая, хорошенькая Женщина-полицейский. В обтягивающей голубой форме и с чашечкой кофе она выглядит случайным прохожим. Мария Погребничко говорит напевно, прищуривая выразительные глаза и наблюдая за всем происходящим с максимальной отрешённостью… Возможно, в этом образе попытались увидеть доброго ангела-хранителя для Человека из Подольска?!.. Во всяком случае, складывается впечатление, что Женщина-полицейский спустилась прямиком из небесной канцелярии с просветительской миссией, спрятав под форму белые крылья.
Ощущение безысходности, рождённое мутным потоком абсурдистских диалогов, развеивается, как только сцену наполняет незатейливая эстрадная песня. Под ироничный шансон Максим Громов решает поставить точку, отправляя своего Человека из Подольска обратно в привычную для него электричку. А там серый однотипный пейзаж в окне вытеснит изображение Будды и, быть может, сотрет неприятное происшествие из памяти. И снова «будет жизнь с ее насущным хлебом, с забывчивостью дня…»
Фото Романа Астахова
Елена Жатько - выпускница Харьковского университета искусств им. И. Котляревского и магистратуры Харьковской академии культуры, драматург (г. Николаев, Украина).