Оксана Ефременко
Лаборатория молодой режиссуры «Герой 21» в Новосибирске
Новосибирские актеры пока не привыкли шокировать зрителя спектаклями в неожиданных нетеатральных местах. Хотя в мире сценические проекты в заводских цехах или на мясокомбинатах, в заброшенных монастырях или же просто – в метро – норма. А в столице Сибири даже размещение публики на сцене до сих пор воспринимается как авангардный жест и откровение.
Пространственный переворот случился внезапно. В конце ноября новосибирские актеры и режиссеры представили пять эскизных показов по пьесам актуальных авторов – от Ивана Вырыпаева (Россия) и Дмитрия Богославского (Белоруссия) и от Лукаса Берфуса (Швейцария) и до Филиппа Леле (Германия). И не просто представили, а освоили новый формат сценического пространства – взобрались на девятый этаж бизнес-центра «Кокон» и собрали немалую аудиторию. В городе академических стационарных театров подобная идея казалась невоплотимой, но устроителям лаборатории молодой режиссуры «Герой 21» это удалось. Немецкий культурный центр им. Гёте в Новосибирске и театр п/р С. Афанасьева отличились в общем потоке лабораторий современной драматургии, которые поминутно проходят в больших и малых городах России. Творческим руководителем проекта выступил молодой режиссер Сергей Чехов. Он отобрал пьесы, составил актерско-режиссерскую команду и буквально зарядил ее идеями.
Да и какое пространство столь же точно и ярко выражает хронотоп современной действительности, как не металлически-стеклянный мир бизнес-центра? Огромные стеклопакеты от пола до потолка, сквозь которые в вечернем освещении проступают очертания знаковых новосибирских зданий: Оперного театра и Сбербанка, Часовни Св. Николая Чудотворца и отеля Hilton. Привычность театрального высказывания (зал, сцена, свет, рампа) разрушается хайтековским залом, помещающим актера и зрителя в обстоятельства настоящего. «Героям 21» в свете неоновых вывесок и иллюминации современного Новосибирска как-то особенно веришь. И в этом чувствуется магия реальности происходящего здесь и сейчас – с любым из нас. Сам город становится театральной декорацией.
Уже в первом эскизе по пьесе Вырыпаева «Летние осы кусают нас даже в ноябре» (режиссер Евгения Веснина) проявляется универсальная модель современной семьи. Три персонажа – муж Марк, жена Елена и их друг Йозеф – выясняют вопрос, кто же навещал Елену в прошлый понедельник. После каждого шага в расследовании яснее не становится. Все призванные в свидетели, как и водится, лгут. И лишь воспоминание о том, что летние осы кусают даже в ноябре, останавливает дурную бесконечность игр, в которые играют люди. Но – лишь на секунду. Увы, само это утверждение не дает никакой опоры. А далее – хождения по кругу ложных обстоятельств. Попутно приятели устраивают сеансы психоанализа, размышляют о Боге и смысле жизни. Вырыпаев остроумно и легко жонглирует нашими фобиями, устоявшимися представлениями о норме и способностью вообще что-то понимать. К этим фокусам умело присоединяются актеры Театра п/р Сергея Афанасьева – Анна Чехова, Андрей Яковлев и Платон Харитонов. Их ирония и интонационная отстраненность настолько втягивают в игровую ситуацию, что к финалу и в нас самих не остается ничего устойчивого, кроме утверждения про пресловутых ос. И только неподдельная живая интонация и органика артистов возвращает в мир человеческий, которому еще возможно сострадать.
В пробе пьесы Леле «По имени Господин» (режиссер Артур Яценко) также ставится вопрос взаимоотношений, но только шире – индивидуальности и социума. Дилемма между естественными мотивами поведения человека и авторитарными стратегиями общества потребления (иными словами, между настоящими и навязанными тебе желаниями) – одна из самых актуальных тем мировой литературы уже более тридцати лет. В 2000-е годы ее доступно и изобретательно осмыслили Фредерик Бегбедер и Виктор Пелевин. В пьесе Филиппа Леле все сюжетные линии слишком узнаваемы и схематичны: некий Господин (Платон Харитонов) пытается выбраться из-под власти денег и маркетинговых атак и обретает долгожданный рай не где-нибудь, а в тюрьме. В новосибирском варианте с банальностью сюжетного хода отчасти справилось визуальное решение эскиза, яркой метафорой которого стал заваленный соломой человек, мнимо освободившийся от социальных пут.
Самой основательной и объемной стала работа Сергея Чехова по пьесе «Путешествие Алисы в Швейцарию» Лукаса Берфуса. Это непривычная для российского сознания история о больной девушке Алисе (Анна Чехова), которая хочет покончить жизнь самоубийством, но никак не может довести задуманное до конца. Психозы Алисы стали для ее матери (Светлана Галкина) обыденным делом: она смывает кровь с недорезанных вен Алисы так просто, словно полощет белье или моет зелень для супа. Отправиться на встречу смерти ей, как и другим безнадежным пациентам, помогает врач Штром. «Доктор Смерть» в исполнении Олега Жуковского, кажется, познал все парадоксы мира. Он удивительно многолик: то буднично бубнит себе под нос условия страшного контракта с клиентами, то с фанатизмом Мессии борется с людьми, не разделяющими его взглядов, то по-человечески устало курит на балконе, вглядываясь в нас как в потенциальных пациентов. Его сюжетная линия создает трагический масштаб истории – не меньше. А тема эвтаназии рождает сильную энергию чувств и ощущений сродни шекспировским конфликтам.
При этом драматург Берфус отстраненно проговаривает сложные для человеческого сознания идеи, чтобы не увести проблему в область мелодрамы. И внутренний драйв при внешне спокойном поведении артистов – тот увлекательный стержень новосибирского спектакля, который уверенно держит внимание зрителя. Да и какая интрига может быть более увлекательной, чем бескомпромиссный поединок между жизнью и смертью?
Полнота актерского существования в эскизе была поддержана подробным исследованием пространства. Вот Алиса сидит прямо перед зрителями – еще по-девичьи неуклюжая, живая. Вот начинает постепенно удаляться – на пересечении зала и холла вдруг исполняет песню в образе Мэрилин Монро. Смерть Алисы, несмотря на детальное и пристальное описание драматурга, мы наблюдаем в самом конце коридора сквозь туманные блики холодных стекол. Так Сергей Чехов буквально расчертил путешествие Алисы по искривленному этажу бизнес-центра, превратив страшную на уровне слова тему ухода в реальность визуального.
В целом, можно констатировать: лаборатория на высоте 88-ти футов стала качественно новым событием в театральной жизни города. Ведь авторами постановок, открывшими зрителям удивительное сценическое пространство, выступили студенты-режиссеры Новосибирского театрального института. И оказалось, что по художественному уровню высказывания, остроте видения проблем, юмору и глубине наблюдений они предложили вполне конкурентный, смелый и неожиданный театральный продукт. Успешность лаборатории «Герой. 21» еще раз подчеркнула: такому мегаполису как Новосибирск не хватает аналога московского театрального центра им. Вс. Мейерхольда – открытой нестандартной площадки для свободных театральных проектов. Здесь молодые художники не ждали бы оказии поставить очередную сказку в театрах-мастодонтах (а именно в этих жанрах очень востребованы новосибирские выпускники), а в поисках собственной индивидуальности не боялись бы экспериментировать с разными сценическими языками. А выиграл бы только зритель.
Юлия Чурилова, координатор Лаборатории молодой новосибирской режиссуры «Герой. 21»:
«Мне кажется, что за предыдущие двадцать лет театр сам сформировал некую конвенцию для зрителя: театр - это место досуга и развлечения. И теперь для массового зрителя - театр - это альтернатива боулингу, а для "юного, продвинутого" - уже даже и не альтернатива, театр просто не лежит в сфере интересов. Попробуй, потягайся с фэйсбуком. И мы искали вот такое пространство, которое не являлось бы и не называлось театром и вдохновило бы режиссеров, художников и зрителей. Мы чрезвычайно благодарны Денису Герасимову за возможность поработать в пространстве хайтековой башни. Некоторые эскизы просто выросли из этого места, правда, непонятно, сможем ли мы их повторить здесь. Театральные эксперименты в нетеатральном пространстве важны, как художнику - как иные правила игры и новый опыт общения с другой аудиторией, так и зрителю, потому что создают возможность диалога, который получился в этот раз конструктивным и важным».
Оксана Ефременко - старший преподаватель кафедры истории театра, литературы и музыки Новосибирского театрального института. Член редакционной коллегии Новосибирского журнала об искусстве «Под маской» (2003-2008). С 2012 года редактор Новосибирского ОКОЛОтеатрального журнала. Печаталась в новосибирской прессе и научных сборниках. Член экспертного совета Межрегионального фестиваля «Ново-Сибирский транзит».