Валентина Чепурная
"ДоХХХод" по мотивам пьесы Александра Островского "Доходное место", реж. Данил Чащин, Саратовский театр драмы имени И.А. Слонова
1.
Декорации спектакля - нездешние, космически формалистичные, замысловатые. Сценический круг крутится, заставляя героев прибывать и уезжать. Пространство разграничивается надписями: "Здесь" и "Там". Играет музыка: ангелоподобная «Femen» Crystal Castles, богемная «Easy» Son Lux.
Богатые живут «там», бедные вынуждены жить «здесь» - в загаженном, загрязнённом месте на постапокалиптической Земле, где больше всего ценится противогаз покрасивее. Дышать тут нельзя: астма.
В мире статусных богачей шиком является случайно оброненная фраза: "А ты кушай, кушай – рот для того, чтобы кушать". Так говорит Белогубову (Дмитрий Кривоносов) чиновник выше его чином, угощая его с барского стола. И эту же сакраментальную фразу «поднявшийся» Белогубов говорит и своим тусовщикам-прихлебателям. А затем эту же фразу повторит при всех чиновниках опустившийся, принявший подлость, потерявший стыд Жадов (Максим Локтионов).
2.
Пока Жадов не хочет вслед за Белогубовым и Аким Акимычем Юсовым (Андрей Казаков) алкоголизироваться, они пьют и заедают закусками с "живого стола" – полуобнаженной девушки. В особенный восторг это приводит Акима Акимыча, который кормит с руки девушку и раскладывает на ней чищеную мандаринку.
Аким Акимыч после пения в караоке расходится, устраивает пьяное показательное закрепление своих прав: заслужил возможность просто попеть песню, не будучи при этом ложно истолкованным.
Ведь благодаря ему у его воспитанника Белогубова всё есть. Его уважают? Да! Любят? Да! Остаётся только хорошо выглядеть, одеваться в блестящую красивую одежду и одаривать жену подарками – чтобы больше любила, по ходу приказывая всем, кто ниже себя: "Иди сюда, мальчик!"
3.
У Белогубова все неплохо с женой, потому что он имеет постоянный достаток. Вышневская не так счастлива с Вышневским (Игорь Баголей).
Зоя Юдина, играющая жену Вышневского, танцует в ультракороткой юбочке, держа перед собой в руках парик. Отстранённым голосом, намекающем на масштабную трагедии внутри нее, говорит о желании купить ее. Притвориться она не умеет. На экране – плачущее лицо Зои. Зоя в парике. У неё красные губы, а глаза плывут.
Постепенно мы узнаем и Вышневского. Мы видим, что самое страшное с ним уже произошло. Он, как смог, приспособился. Но Жадов еще не понимает, что в жизни нет только чёрной и только белой стороны, а все, что есть, – это серое, сплошь серое.
4.
Обратим внимание на то, с кем разделяют бедность и богатство Жадов и Белогубов. Юлинька (Александра Коваленко) и Полина (Екатерина Локтионова) не похожи друг на друга так же, как не похожи Жадов с Белогубовым. Атрибут Полины– кнопки-пузырьки, которые можно лопать, у Юлиньки – чупа-чупс. Эти атрибуты подчёркивают скромность и аутичность Полины и развязность Юлиньки. Юлинька целует Белогубова, засовывая палочку ему в рот и заглатывая леденец. Это метафорический акт любви, но и акт обожания самой возможности жить за счёт мужа-любовника. Полина и Юлинька воспитаны матерью. Фелисата Кукушкина (Эльвира Данилина) сделала все, что могла сделать для своих птенцов: она наставила их, что нужно пилить мужей ежеминутно. Она и сама может составить выгодную партию, и ее взгляд останавливается на женатом Аким Акимыче. Их чувства взаимны. После акта близости друг с другом они курят электронные сигареты и разговаривают о женихах. Когда предложения сделаны, Юлинька бросается к своему благодетелю – Акиму Акимычу, а тот с блаженной улыбкой гладит ее пониже спины.
5.
Прошёл год. Свадьбу Белогубовы отметили с большим размахом. Все были в белом, и, конечно, был фотограф: невеста много позировала с кольцом. Как живут Полина с Жадовым? Их жизнь складывается иначе. Жадов трудится, а из радостей у них – только поцелуи. Жадов несчастлив. Происходит переломный момент: Жадов идёт просить место "подоХ-подоХ-подоХоднее" (Юлинька так заикается, а Вышневский ее передразнивает). Но Вышневский разорился, под следствием. Вышневская плачет, она оплакивает свою судьбу несчастливой жены и несчастливо влюблённой в другого человека женщины. Они теперь бедны. Остаётся только попрекать друг друга и бить друг другу рожи. Ведь у бедных так принято.
Валентина Чепурная - магистрантка направления «Культурология» Саратовского университета имени Н.Г. Чернышевского. Автор паблика «300 спектаклей»: https://vk.com/comepu