Ольга Жердева
«Волшебная страна». Театр 18+, Ростов-на-Дону, реж. Всеволод Лисовский
Один из первых променад-спектаклей на юге России был организован командой «Голос города» именно в Ростове-на-Дону. Маршрут проходил, в основном, по симпатичным туристическим местам, лишь изредка сворачивал во дворы, где было непарадно, страшновато, но при этом во много раз интереснее.
Во дворах казалось, что ткань реальности настолько истлела, что можно провалиться в изнанку, на выворотку, где всегда июльский полдень, марево и морок, где среди живых людей движутся тени давно ушедших. Но шаг, другой – и ты снова в «здесь и сейчас». Бегай теперь, ищи вход в тот странный мир, откуда только что сдуру вышел. Повезёт – найдёшь.
Дворы смотрели неприветливо и доходчиво давали понять, что в эту волшебную страну без опытного проводника лучше не заглядывать… Благодаря Театру 18+ такой проводник появился, и «Волшебная страна» наконец-то открылась. И этот маршрут ничем не напоминает идиллическую сказку от «Голоса города», хотя некоторые локации могут показаться знакомыми. Но это только кажется, истинное лицо этих мест вам ещё предстоит увидеть.
«Я – ваш Вергилий» – и главный режиссёр Театра 18+ Герман Греков уводит за собой зрителей, путешественников во времени, сквозь прореху в реальности на ту сторону Ростова, где не рады чужакам, где нет нарядных кофеен и красивых девчонок с разноцветными волосами.
Дальше он замолкает, а говорить с вами начинает город.
Добро пожаловать на спектакль «Волшебная страна», созданный Всеволодом Лисовским (режиссёр московских Театра.doc и Трансформатора.doc), который в конце восьмидесятых входил в местное арт-объединение «Искусство или смерть».
«Волшебная страна» как раз об этом. Об искусстве и смерти. Не волнуйтесь, она весёлая. Во всяком случае, автор это обещал.
Литературным материалом стала одноимённая книга Максима Белозора, сборник коротких зарисовок из жизни творческой тусовки, в которой жили, творили и вытворяли, беспробудно пили и, случалось, умирали. Это случалось чаще, чем хотелось бы, и пьянство имело к смерти каждого прямое или косвенное отношение. Ну, пойдёмте, «Волшебная страна» ждёт. И да, Минздрав никого и ни о чём не предупреждает, не о том история.
Город говорит голосами свидетелей тех времён, безработных домовых, духов места, возникающих на мёртвых фундаментах, аварийных балконах, проломах заборов и среди граффити. Актёры Театра 18+ (Светлана Башкирова, Елена Пономарева, Александр Овсянников, Владимир Василатов, Юрий Арефьев) в казённых безликих униформах рассказывают истории давно ушедших людей с бесстрастными лицами, чётко проговаривая каждое слово, не давая оценок, не призывая ужаснуться или восхититься. Они действуют подобно NPC-персонажам в компьютерных играх, чья задача поделиться информацией с игроком, который, условно говоря, наступил на нужный камешек. Перешагнул камешек или вообще пошёл в другую сторону? Что ж, сам виноват, портал в мир злых эльфов с топорами и зелёных фей, в странную и опасную Волшебную страну не откроется.
«Смотрите на надписи на поверхностях, возможно, некоторые из них имеют отношение к нашему спектаклю. А может, и все». А может, и вовсе не имеют. Может, из слов и номеров телефонов, монологов актёров и случайно подслушанных разговоров местных сложится цельная история. А может, и нет.
Вы пробираетесь через неозвученные рифмы к слову «узда» («я знаю только одну»), подворотенки с враждебно настроенными аборигенами и сонными толстыми кошками, сквозь время и городскую пыль, спотыкаясь, поскальзываясь и чертыхаясь, – путь не будет лёгким, но это путешествие вы точно не забудете.
Время от времени вам попадается Чёрный человек (танцор-художник Александр Кислов) с пластическими этюдами на тему странного, ломаного, то вдрызг пьяного, то болезненно похмельного (а третьего не дано), внутреннего мира творческого человека.
Путешествие завершается у воды. Песчаная полоса и мутная отмель Дона за полузаброшенной промзоной, вовсе не Лета и не Стикс, но удержаться от ассоциаций не получается. И надпись на расстеленном полотнище «Не пей – это вода!» вдруг звучит грозным предупреждением: действительно, не стоит пить из реки забвения.
Кто-то становится легендой, кто-то остаётся в байках и анекдотах, разница в контексте вечности невелика. Пусть ваша история войдёт в сборник коротких зарисовок объёмом в 160 страниц, тираж 300 экземпляров (в той книге, которая сейчас у меня в руках, в выходных данных значатся именно эти цифры), но она будет жить. Жить на улицах города, куда вряд ли забредёт случайный человек, во дворах, которыми туристам не хвастаются, в подворотнях, куда даже в самый жаркий день солнце заглядывает с опаской, на берегу Дона, где песок вперемешку с мусором летит в лицо, а воду пить нельзя, потому что это вода, а жители Волшебной страны предпочитают(-ли) иную жидкость. Но история, повторюсь, вовсе не об алкоголизме и прочих безобразиях, она о том, как славно и страшно жилось и умиралось на рубеже эпох в Волшебной стране. И история эта, чёрт возьми, совершенно прекрасна.
Фото Евгения Сердечного.
Ольга Жердева – журналист, блогер, Краснодар. http://tiger-tom-tracy.livejournal.com/