Наталья Панишева
«Гудбай, Берлин!» Роберта Коаля по роману Вольфганга Херндорфа, реж. Александр Трясцин, Театр на Спасской (Киров)
Молодой режиссёр Александр Трясцин поставил в Театре на Спасской спектакль "Гудбай, Берлин!" по роману немецкого писателя Вольфганга Херндорфа и пьесе Роберта Коаля. Критики называют этот роман "главной подростковой книгой десятилетия" - история, написанная всего девять лет назад, уже переведена на несколько десятков языков, по ней снят фильм и поставлено несколько спектаклей, как в Европе, так и в России.
Юноша Майк Клингенберг (Константин Кочнев) – типичный аутсайдер и живёт он обыкновенной жизнью подростка-неудачника: сидит на задней парте, нехотя учится, безответно влюбляется и страдает от своей никчёмности. Но однажды в классе Майка появляется угрюмый новичок Андрей Чихачёв (Ирек Галлямов). Странноватый русский парень внезапно приглашает Майка в путешествие по стране на угнанной "Ниве", и с этого момента начинается череда приключений, история взросления в жанре "роуд-муви".
Подростки ощущают мир иначе, чем взрослые: он для них ярче, острее, громче. Режиссёру и художникам удалось вспомнить это особое чувство и передать его с помощью оригинального мизансценирования и сценографии. На протяжении всего спектакля актёры остаются в глубине сцены, но в то же время их лица, снимаемые в режиме онлайн на веб-камеру, крупным планом выводятся на экран, а на белых декорациях разворачивается видеопроекция, своей яркостью и абстрактностью напоминающая заставки из какой-нибудь компьютерной игры (художник Катерина Андреева, видеохудожник Сергей Юферов). Эта визуальная многослойность – и есть окружающий мир, каким его видит подросток.
Константин Кочнев в роли Майка солирует. Его герой – нервный, угловатый, с ярко выраженной подростковой пластикой, он не знает, куда девать руки, а порой – и всего себя. И говорит Майк так, словно в любой момент может сорваться и дать петуха, будучи не в силах совладать с ломающимся голосом. Майк кажется совершенным ребёнком на фоне грубоватого, нарочито взрослого Чика. Этот мрачный русский в исполнении Ирека Галлямова скуп на слова и жесты, прямолинеен и упрям.
Для главных героев все окружающие – функции, что естественно: подросток эгоцентричен, ему кажется, что только он – личность, что его жизнь, его опыт, его чувства уникальны, а все вокруг него только исполняют свои социальные роли и полноты жизни лишены. Такая трактовка образов и обуславливает манеру, в которой исполнены все второстепенные персонажи спектакля. Если Майк и Чик изображены реалистично, то все, кто их окружает, напротив – представлены гротескно. Школьный диктатор Шурман Вагенбах (Михаил Андрианов) ходит по классу чеканя шаг, профилактически злобно зыркает на учеников, а в разговоре использует такой спектр интонаций, что его нотации кажутся контрастным душем: переход от вкрадчивых сладких речей до яростного крика мгновенен. Сумасшедший ветеран (Александр Карпов), в гости к которому мальчики попадают случайно, появляется перед ними на ходулях. Огромный и страшный, он нависает над подростками и хриплым голосом вещает о своём прошлом, в котором так причудливо смешиваются несколько историй, что уже и не поймешь, где подлинные воспоминания, где – вычитанное в книгах или увиденное по телевизору. Экзальтированный речевой терапевт (Нина Чернышова), странноватая семья порядочных бюргеров (Евгений Лютиков и Ирина Матюшина) – каждая сцена спектакля останавливает зрительский взгляд, выходит на первый план, а после моментально забывается, заглушается и загораживается следующим событием, ещё более ярким и шумным.
Однако главная встреча этого путешествия оказывается негромкой. Майк и Чик знакомятся со странной девушкой по имени Иза, и она не просто становится на некоторое время спутницей, но и меняет их путь, как географически, так и философски. Иза в исполнении Александры Поповой отличается от всех остальных второстепенных героев, она не просто функция, она живой человек. Подвижная, лёгкая на подъём, одновременно по-детски непосредственная и по-взрослому самостоятельная и серьёзная, Иза – первая, в ком Майк и Чик признают человека, такого же, как и они сами. И это открытие становится кульминацией, неожиданно обретённой гармонией в сумбуре подростковой жизни. Встреча с Изой меняет главных героев, жаль только, эта перемена не оказывается решающей, забывается в череде дальнейших приключений и к финалу герои приходят почти такими же, какими были в начале. Режиссёр ставит яркий акцент на финальную мысль: "Главное, чтобы ты был счастливым". Эта максима должна была бы стать логичным выводом из путешествия Майка и Чика, в котором каждая встреча – момент взросления. Но мысль повисает в воздухе, поскольку история психологической и духовной эволюции героев здесь отошла на второй план, внешняя событийность заслонила внутреннюю. Хочется верить, что этот недостаток спектакля со временем исчезнет и история Майка и Чика станет историей о путешествии не столько буквальном, сколько метафорическом.
Спектакль и сам походит на подростка: порывистый, угловатый, не во всём зрелый и не всегда логичный, он, тем не менее, привлекает взгляд. Колючесть и бескомпромиссность в нём соседствуют с лиричностью и даже сентиментальностью. За яркостью внешних эффектов кроются глубокие внутренние переживания, важные философские рассуждения соседствуют с необязательной болтовней. "Гудбай, Берлин!" предназначен для подростковой аудитории и, кажется, режиссёру удалось заговорить с публикой на понятном ей языке, без заигрывания и фальши.
Фото Сергея Юферова.
Панишева Наталья — кандидат филологических наук, член Союза писателей России. Живет в Кирове. nata-panisheva@yandex.ru