Ольга Жердева
«Ханана» Германа Грекова, реж. Юрий Муравицкий, Театр 18+, Ростов-на-Дону
Ростовский Театр «18+» экспериментировать с жанрами и шокировать зрителя не боится. Со сцены звучали, в числе прочего, и «Исповедь мазохиста», и эротическая история «В моей сексуальности виновата кошка», и сказка для взрослых «Невероятные приключения Юли и Наташи», был и жёсткий «Шокошопинг», и хоррор «Грязнуля» – одним словом, если хочется чего-то нового и нестандартного, вы знаете, куда обратиться. В свой юбилейный пятый год Театр «18+» познакомил своих зрителей с русским гиньолем, представив спектакль Юрия Муравицкого «Ханана» по пьесе Германа Грекова.
Трёхчасовая история «из деревенской жизни», разбавленная ироничными музыкальными вставками «Братьев Тузловых» (Денис Третьяков и Олег Толстолуцкий) – это, пожалуй, самый неоднозначный и уж точно самый шокирующий спектакль театра. Это как раз тот случай, когда перед просмотром зрителям нужно знать не только название, время начала и цену на билет, потому что для человека, не знакомого с понятием «гиньоль», впечатление будет слишком сильным. И со знаком минус.
«Ханана» разочарует тех, кто хочет праздничного вечера или просто чего-то прекрасного и высокого во всех отношениях. Не будет здесь ничего духоподъёмного и воспитывающего «правильные идеалы». По идеалам тут бьют, вечные ценности рушат, а мечты о лучшей жизни выворачивают наизнанку. Не нужно всё это героям, как не нужно им и сочувствие зрителя. Недаром же в самой первой музыкальной вставке нам советуют засунуть сочувствие и жалость куда-нибудь поглубже, жалеть нужно тех, кому плохо. Героям не плохо, им привычно, они так живут. Стараться сделать им «как лучше» – только окончательно всё испортить.
История простой неблагополучной деревенской семьи, где есть Наташа (Светлана Лысенкова), её почти глухой муж Борис (Анатолий Матешов) и сын Саша (Сергей Голотвин), который постоянно читает, мечтает о жене-учительнице, но при этом ничего интеллигентного в звероподобном психопате нет.
Сюжет строится вокруг привычных героям бытовых трудностей и радостей: принесла соседка свиную голову – вот и радость, сын прочитал не ту книгу, напился и избил родителей – ну, бывает. «Чувствительный он» – оправдывает сына Наталья. Нищета, беспросветность, жестокость, ложь, убийство и инцест – «ну живём же как-то».
Попытки улучшить жизнь всегда заканчиваются плохо. Даже появление в доме Петра Семёновича (Владимир Воробьев), «квартирянина» и любовника Натальи, который ну почти совсем такой, как она мечтала, не решает никаких проблем. И деньги их не решат. И даже чудесное преображение Саши, прочитавшего «правильную» книгу, только всё усложнит. «Чужой ты. Раньше-то жили как-то» – снова резюмирует главная героиня.
Несмотря на всю мерзость такой недожизни, героев не жаль, как не жаль перчаточных персонажей, которых лупит дубинкой Петрушка в кукольном вертепе. Спектакль и выстроен практически по всем канонам такого театра с Петрушкой, ближайшим родственником, почти близнецом которого является французский Гиньоль. Он же дал своё имя спектаклям с преступлениями, злодействами и уродами всех мастей. Да и сам Петрушка изначально был не «молодцом-удальцом», а злым и пронырливым дебоширом, для которого украсть, обмануть, устроить драку, обесчестить невесту и, как это сейчас принято называть, «оскорбить чувства верующих» – обычное дело. Чем не гиньоль? И «Ханана» в постановке Юрия Муравицкого в ростовском театре «18+» – русский гиньоль. Настолько жуткий и гадкий, что даже смешной.
Ранее пьеса Германа Грекова «Ханана» (второе название «Дурное семя») ставилась в Тюменском театре драмы и в Лиепайском театре в Латвии и оба раза как бытовая драма. На сей раз создателями было сделано всё для того, чтобы максимально дистанцировать зрителя от этой мрачной «истории простой деревенской семьи», чётче обозначить суть истории, при этом не позволяя зрителям всерьёз влезть в шкуру героев.
Зрителя всеми силами отгораживают от происходящего: тут и вполне осязаемая «четвёртая стена» из парниковой плёнки, смазывающая черты персонажей и отдаляющая вас – уверенных в себе, состоятельных, прилично одетых, да просто сытых, наконец, – от убогих сгорбленных Наташи, Саши, Бориса и Петра Семёновича в их застиранных тряпках, с серыми лицами и неестественными кукольными движениями. От людей, которым вряд ли покажется смешной шутка про то, что свиная голова – это и суп, и холодец, и просто красиво. Для них это не шутка. От обшарпанного деревенского дома, который весь – одна комната с покосившимися шкафами, деревянными лавками, капающим рукомойником, столом и печкой, от которой не пляшут и в которой не пекут хлеб, за ней только прячутся. Есть ещё оранжевая занавеска, а за ней – кровать и груда книг (художник Екатерина Щеглова). Сквозь полиэтилен и дом, и люди в нём видятся безликими и неживыми.
Ярко-голубые светящиеся буквы над сценой, также не дают забыть о том, что всё не по-настоящему. Мы словно смотрим сериал со второго сезона, да ещё и в плохом качестве – то ли телевизор барахлит, то ли экран давно не протирали. Вертеп, театр в театре, это всё не про нас, не про вас, это куклы, смешно бояться. Да и сами актёры, выходя из «дома», мгновенно преображаются: выпрямляются, походка становится уверенной и лёгкой.
Но, несмотря на все «стены», к финалу «Хананы», на исходе третьего часа, начинаешь не то чтобы сопереживать героям, но как-то по-человечески их понимать и даже прикидывать, как они могли бы выбраться из выгребной ямы, которую они называют жизнью. Но – не надо делать им «как лучше». Всё равно всем хана.
Фото - Вера Сердечная
Ольга Жердева – журналист, блогер, Краснодар. http://tiger-tom-tracy.livejournal.com/