Татьяна Слаутина
«Danger Gulliver» по мотивам «Путешествия Лемюэля Гулливера» Джонатана Свифта, реж. Евгений Ткачук. Конно-драматический театр «ВелесО» Евгения Ткачука, Ленинградская обл., Всеволожский район, деревня Лепсари
Среди леса на закате, когда солнце завершает свой земной день, начинается спектакль, рожденный в конно-драматическом театре «ВелесО», которым руководит известный актер театра и кино, режиссер Евгений Ткачук.
Этот театр уникален тем, что наравне с людьми в его пространстве существуют кони, и они – настоящие артисты, а не цирковые, надрессированные лошадки, выполняющие трюки под удар хлыста и бравурный марш. В драматургию театра «ВелесО» органично вплетаются естественные декорации, созданные природой. И закат солнца становится обязательным элементом спектакля.
В августе этого года расположившийся в Ленинградской области «ВелесО» начал свой первый театральный сезон с постановки «Danger Gulliver» по мотивам самого знаменитого произведения Джонатана Свифта «Путешествие Лемюэля Гулливера». За основу была взята четвертая часть книги, в которой Гулливер попадает в Гуигнгнмию – страну, где живут разумные лошади – гуигнгнмы и человекоподобные звери – еху.
Действие разворачивается на трех площадках. На первой из них – открытой, возле небольшого пруда и костра, происходит знакомство с еху и королевой. Словно из ниоткуда возникают странные персонажи, готовые ущипнуть тебя, напугать, утащить за собой, и в этот момент непонятно, то ли ты за ними наблюдаешь, то ли они за тобой. Ясность вносит королева Британии (Ольга Семенова, БДТ им. Товстоногова), которая появляется совсем не по-королевски, стремительно и громогласно. Она объясняет зрителям, что они все являются гостями научно-исследовательского института, в котором изучают тех самых еху – Естественное Хромосомное Уменьшение, усевшихся на противоположном берегу перед экраном телевизора. Будто загипнотизированные они смотрят в него, не замечая ничего и никого вокруг. Весь мир для них сужается до светящегося зомбоящика.
Каждый из еху, помеченный ярлыком, олицетворяет определенный человеческий порок. То, что так остро и тонко высмеивал Свифт в своих современниках, не только не исчезло, но расползлось по всей земле, как зараза, и в наши дни процветает. И глядя на карикатурных еху, сидящих напротив, склонных к властолюбию, самомнению, жестокости, обжорству, накопительству и транжирству, увлечению гаджетами, понимаешь, что они напоминают нас самих. Мы, словно, видим отражение нашей жизни в «велесовом» зеркале.
Явление героя происходит на закате. Гулливер (Евгений Ткачук) совершает свое пятое путешествие из прошлого в будущее (для нас оно - наше настоящее). В сопровождении прекрасного коня (орловский рысак Валдай) он возникает неожиданно, приведя в смятение еху и королеву, ненавидящую лошадей. Она, едва не падая в пруд, бежит прочь, грозя расправой. А все потому, что Гулливер – единственный, кто видит истину среди моря лжи и лицемерия, в котором погрязло общество. Он попадает в мир, где пороки царствуют повсюду, где сама королева Британии – еху, где благородные гуигнгнмы, «совершенство природы», практически исчезли и больше не говорят. Гулливер – свободный человек, который знает правду и способен ее говорить, а потому опасен. Истина проста, но когда власть в лице государства не желает, чтобы ее знали, она надевает на общество шоры, запрягает его многочисленными законами и запретами, и включает зомбоящик, превращая народ в управляемых еху, а страну в одну большую научно-исследовательскую лабораторию. Глашатаи правды всегда преследовались теми, кто больше всего ее боялся, поэтому и Гулливера арестовывают, чтобы не допустить свободомыслия.
Но он не боится ни королевы, ни казни. Он идет вперед с гордо поднятой головой, и ведет за собой зрителей. В этот момент Евгений Ткачук, держа в руках ханг-драм, напоминает шамана, творящего магический ритуал. Волшебные звуки этого музыкального инструмента разносятся по лесу, сливаясь с голосами актеров, как мантру напевающих: «Гуигн… гуигнгнм». Шествие плавно перемещается в крытый манеж, с виду ничем не примечательный, и на стенах возникает туманный Лондон, подсвеченный фонарями. Настоящий город с мостами, башнями, прогуливающимися прохожими, которых нарисовал художник Максим Попов.
В этом лаконичном пространстве, где есть только клетка посредине и небольшой подиум со столбом, разворачиваются самые драматичные события. Арестованный Гулливер, обращаясь то к гвардейцу, то к зрителям, рассказывает о своих путешествиях в страну лилипутов и великанов, на остров Глаббдобриб, о прекрасных гуигнгнмах - лошадях, которые во многом лучше нас – людей, ибо им не знакомы пороки, войны, ненависть, предательство и даже слово «ложь». Написав о них в своей книге, он подверг их угрозе. А все потому, что люди в большинстве своем не могут оставаться в стороне, когда где-то на земле есть нетронутый уголок совершенства и красоты. Они хотят присвоить его себе.
Гвардеец, приставленный охранять Гулливера, на вид простоват, но любопытен, тревожен и смешлив, и произносит только «Great Britain», но зато как! Каждый раз эта фраза звучит с определенным оттенком и интонацией, и зрители, улыбаясь, понимают, что он имел в виду. Образ созданный Максимом Логиновым (артист благотворительного фонда «Доктор Клоун») не может не вызвать улыбки, столько в нем обаяния и искренности. Вслушиваясь в речи Гулливера, полные отчаяния, боли и веры в истинную красоту, он и сам начинает меняться, все больше реагируя не как еху, а как человек, просыпающийся от спячки. Да и зрители, не выпускающие телефонов из рук, забывают о них на какое-то время, стряхивая с себя облик незримых еху, желающих сделать больше фотографий с места событий.
Трогательные и важные моменты спектакля связаны с появлением на сцене пони по имени Габи (шетлендский пони Капучино). У этого маленького конька, несомненно, есть настоящий актерский талант. Практически всегда именно он ведет сцену с колокольчиком, а Гулливер – Евгений Ткачук подстраивается под него и лишь иногда направляет. Капучино может подойти к зрителям, обойти клетку, задуматься над чем-то, прежде чем выполнить отведенную ему задачу. И это вносит в спектакль элемент импровизации и напряженности. Глядя на этот тандем, невольно замираешь, понимая, что между конем и артистом действительно есть связь и взаимопонимание. Лошади в постановке органичны и свободны настолько, что иногда складывается ощущение, что это они ведут действие, меняя запланированные мизансцены на свое усмотрение. На то они и гуигнгнмы.
Самые главные слова Гулливера звучат в пронзительном финале «на рассвете». Он появился в нашем мире как предупреждение каждому из нас: «Оглянитесь вокруг! Задумайтесь! Что вы творите?!» Он задает нам вопросы, а мы должны на них ответить. Финальный монолог заставляет затаить дыхание, ибо в нем истина, забытая нами, и тот, кто способен услышать сердцем, исцелится. Именно это случилось с гвардейцем королевы. Он смог стряхнуть с себя «ехуанскую» заразу и изменился за одну непростую ночь. Сняв гвардейскую форму, он надевает белые одежды, олицетворяющие чистоту и свободу, и приглашает зрителей пройти за ним.
Постскриптумом к спектаклю можно назвать завораживающую сцену на третьей открытой площадке театра, напоминающую не то потерянный Эдем, не то сон в летнюю ночь. А может это та самая Гуигнгнмия? Среди леса, окутанного темнотой, на небольшой поляне горят огни, повсюду стелется туман. По небу рассыпаны сотни звезд. И мы видим, как танцуют вместе с лошадьми счастливые люди в белых одеждах, находясь в полной гармонии с природой, и друг с другом. Среди них и Гулливер, и бывший гвардеец. Здесь нет места порокам и жестокости современного мира. Здесь живет справедливость, добродетель и любовь.
Спектакль живой, меняющийся, не лишенный незапланированных моментов. Ведь он идет не только от человека, но и от коней – настоящих артистов. Гротеск, Капучино, Валдай, Медовый – они, зная свои роли, порой начинают импровизировать и заставляют подстраиваться под них: ловить движение, взгляд. Евгений Ткачук этим владеет мастерски, и кажется, что он по-настоящему знает гуигнгнмский. Он с легкостью и изобретательностью может выйти из любой затруднительной ситуации на сцене, повернув ее так, что зритель смеется или грустит, в зависимости от контекста событий. В эти моменты каждый понимает, что «ВелесО» не статичный театр, ограниченный стенами и рамками, а живой организм – свободный и искренний. Театр, основанный на уважении и доверии: к человеку, к лошади, к природе.
Фото Полины Соловьевой
Тизер спектакля (автор Николай Дрейден): https://www.youtube.com/watch?v=9psiU8pgaJ0
Татьяна Слаутина - студентка театроведческого факультета ГИТИСа (курс Бориса Любимова). tatjana-slautina@rambler.ru