Екатерина Эделева
«Всеобъемлюще» Николая Коляды, реж. Алсу Галина, The Театр (Уфа)
Пьеса екатеринбургского актера, режиссера и драматурга Николая Коляды «Всеобъемлюще» насыщена театральностью. В ней рассказывается история о двух немолодых актрисах, доживающих свой век в одной из трупп, где первенство принадлежит красивым, самоуверенным людям, готовым пойти на все ради главной роли. В возрасте шестидесяти пяти лет Вера решает доказать, что еще способна создавать глубокие сценические образы. Зато ее подруга Нина, которая теперь работает в старом театре суфлером, давно оставила мечту быть примой. В репетиционном зале, заполненном пыльными декорациями и потрепанными костюмами, они играют свой самый лучший спектакль в жизни, где открывают друг перед другом освобожденные от грима лица.
Тема человека в театре, исследованная Колядой, в каком-то смысле субъективна. Прежде всего, потому, что пьеса «Всеобъемлюще» написана для таких именитых артисток, как Лия Ахеджакова и Ольга Аросева, которые, правда, в ней так и не сыграли. Главным героем пьесы стала изнанка театральной жизни, преподнесенная в трагикомическом свете. Однако «обратная сторона Луны», так хорошо знакомая режиссерам, артистам и другим работникам театра, тесно переплелась с проблемами и вопросами нашего современника. В 2010 году в «Коляда-театре» режиссер представил собственный спектакль, где игра и реальность соединились в бесконечном, веселом танце.
В Уфе проект «The Театр» показал свою версию «Всеобъемлюще» в постановке Алсу Галиной, выпускницы УГИИ имени З. Исмагилова. В начале спектакля один из артистов труппы объяснил, что перед зрителем будет разыграна комедия, в ходе которой полагается смеяться. И действительно, зритель не мог отказать себе в удовольствии расслабиться, но и не упускал моменты, над которыми следовало бы поразмышлять.
Камерное пространство уместило внутри себя небольшую сцену, воплощающую принцип «театра в театре». Художник Ильнур Слявчин опоясал маленький уличный театрик газовой красной тканью, из-за кулис которого «выезжают» подвешенные на веревке белые, черные, красные легкие платьица. И если у Коляды танцуют и размахивают платьями мужчины, то у Алсу Галиной это делают две клоунессы в смешных юбочках – актриса Башкирского театра кукол Нино Церцвадзе и студентка второго курса театрального факультета УГИИ Валентина Щиблева. Девушки не один раз разыгрывают комические пантомимы про двух вечно борющихся за первенство актрисах. Их мини-выступления станут наглядной иллюстрацией, дополняющей историю взаимоотношений возрастных героинь.
Поэтическая стилистика спектакля резко переходит в сторону бытового театра в первой сцене диалога между Верой Ольги Мусиной (актриса НМТ имени М. Карима) и Ниной Эльвиры Юнусовой (актриса БГАТД имени М. Гафури). Актрисы постоянно напоминают зрителю, что перед ними театральное действие: в перебивках между диалогами выступают экспрессивные и пластичные клоунессы; посередине спектакля Нина выходит за сценическую площадку и включает свет в зале, намереваясь прервать представление; Вера, стоя на подмостках театрика, репетирует текст пьесы, который хочет предложить режиссеру. Но способ существования ансамбль избирает в соответствие со своими представлениями о технике актерского перевоплощения: действия клоунесс ассоциируются с пластическим и символическим театром, зато игра Мусиной и Юнусовой базируется на основах психологического театра.
Две народные артистки Башкортостана не случайно выходят на сцену в ролях невостребованных актрис, вынужденных растрачивать свой талант попусту. В ироничных диалогах проскальзывают острые вопросы о низменности репертуара, о качестве режиссуры, о слабой сплоченности труппы, о тех, кто порой остается незамеченным и нереализованным на протяжении всего срока своего преданного служения театру. И вместе с тем звучат знакомые мотивы о простом человеческом счастье, жизненных целях, надеждах и мечтах, которые томительно ожидают своего свершения.
Нина в исполнении Эльвиры Юнусовой – брутальная, резкая, прямолинейная и саркастичная женщина, привыкшая умалчивать о своих переживаниях. Закидывая на стул ноги, она открыто выражает свое мнение о коллегах по работе, разбрасывает платья, кривляется и разыгрывает старуху, пародируя полную мечтаний Веру. Ее громкий, уверенный голос и свобода высказывания захватывают буйной энергетикой, очаровывают простотой и бесхитростностью. Юнусова раскрывает народный темперамент своей героини, способной не только на острые шутки, но и на разумные замечания и предложения в адрес своей щепетильной подруги.
Вера в исполнении Ольги Мусиной - полная противоположность Нины. Слегка педантичная, добродушная и в чем-то наивная, она похожа на одержимую «материнской темой» исследовательницу, смело идущую на риск ради роли в театре. Вдохновленная надписью «Всеобъемлюще» на уличной скамье, Вера вдруг открывает в себе талант драматурга и пишет патетичную (и комичную) пьесу обо всем прекрасном, что есть в бытии человека. Эта интеллигентная особа смотрит на мир незамутненным взглядом юной, полной свежих сил девушки, которая до сих пор живет внутри зрелой женщины.
Обе способны быть и смешными, и трогательными. Обе находятся в ожидании перемен. Но каждая по-своему ощущает приближение собственного жизненного заката.
Сценическое действие сопровождается музыкой, усиливающей комизм и драматизм отдельных эпизодов. Во время монологов Веры устало звучат громкие трубы, обнажая прозаичность и обыденность будней. Позже Вера и Нина танцуют под энергичную, игривую песню Алины Орловой причудливый танец (хореография Ольги Даукаевой), подчеркивающий условность происходящего. Тема театрализации жизни достигает кульминационного пика, когда Вера читает монолог о «всеобъемлющем» за занавесом крохотной сцены. Зритель и вместе с ним весь мир внезапно превращаются в театр, в котором кроется многообразие всех жизненных явлений и событий. И это всеобъемлюще прекрасное игровое начало человеческой сущности чувствует в этот момент и публика.
В воздух взмывает текст роли, который подбрасывают счастливые клоунессы, но очень скоро всеобщий триумф превращается в женскую драку. Режиссер рисует ретроспективу прошлого двух героинь, их молодые годы, проведенные вместе. Глядя на себя со стороны, Вера и Нина ощущают не только глубокую привязанность друг к другу, но и вспоминают старые затаенные обиды. Конфликт между соперницами обостряется, когда Нина напоминает, что из-за Веры она не сыграла главную роль в одном из спектаклей. Ее обвинения провоцируют ссору, в ходе которой героини показывают свои настоящие лица, но шквал взаимных упреков вскоре сменяется исповедальным диалогом об одиночестве и творческой нереализованности Нины и Веры. Печальные клоунессы лежат у них на коленях, мимо проплывают прозрачные, легкие платья, символизирующие несбывшиеся мечты.
«Весь вечер я не двигаюсь и смотрю в окно. И из всех углов квартиры ползет Вечность», - рассказывает о своей уединенной повседневности Вера. Осознав собственную конечность, героиня обретает второе дыхание и решает отрыть новую страницу в своей жизни. Нина, напротив, ощущает бессмысленность пройденного ею пути, концом которого оказалась ненавистная работа суфлера. В черной вуали Нина прочитает монолог Гамлета «Быть или не быть?» под звуки бушующей вьюги. Все надежды и переживания выразятся в финальном выступлении артистки, вышедшей на подмостки театра жизни, в котором каждый «персонаж» должен нести свою сверхзадачу несмотря ни на что. «А сверхзадача - это точки соприкосновения дней минувших с днем сегодняшним», - утверждает Нина. Сохраняя эту связь прошлого и настоящего, человек создает собственное будущее, которое зависит единственно от него самого.
В конце спектакля Нина получает обещанные Верой девяносто рублей за помощь в репетиции пьесы. В ее чемодане Вера находит полиэтиленовые листья из старого спектакля, вновь навеивающие воспоминания о молодости. Радостно разбросав их по залу, актрисы медленно уходят за кулисы сквозь театральные наряды и те несыгранные роли, что стали их судьбой. Начавшись, спектакль уже никогда не закончится. Актерами не становятся – ими рождаются.
Екатерина Эделева - магистрант РГИСИ, "проектирование спектакля".