Олеся Кренская
«Навстречу мечте» по повести Айгиза Баймухаметова (инсценировка Ангизы Ишбулдиной), реж. Ильсур Казакбаев, Башкирский театр драмы имени Мажита Гафури, Уфа. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2017» в ТЦ «На Страстном»
Бывает ли история без героя? Существуют ли люди-невидимки? Об этом хочется размышлять после просмотра спектакля «Навстречу мечте» Башкирского театра драмы им. Мажита Гафури, который был показан в первый день фестиваля-форума «АртМиграция». Негероическую повесть, как написано на афише спектакля, поставил молодой режиссер Ильсур Казакбаев по повести Айгиза Баймухаметова «Не оставляй, мама!» (инсценировка Ангизы Ишбулдиной). Истории, происходящие с детьми, растущими в детском доме, не придуманы. И повесть Баймухбатова – документальная, и часть других историй появились уже в процессе репетиций, они взяты из реальной жизни.
На сцене семеро крупных мужчин в одинаковых фланелевых рубашках и вытянутых хэбэшных колготках. Нелепые костюмы вызывают смешок лишь в первый момент, а спустя мгновение ты веришь, что это дети, которым пришлось повзрослеть раньше времени. Ильяс (Артур Кабиров) – самый старший – представляет своих братьев и сестер, нарочито четко и громко проговаривая имя и отчество. После смерти родителей все они попадают в разные детские дома, и далее мы наблюдаем только за тем, что происходит лишь с Ильясом.
Художник Альберт Нестеров собрал узнаваемые атрибуты мальчишеского детства: кубики с буквами, руль от велосипеда, мяч, рогатка, удочка. Из кубиков на сцене выложены три слова на башкирском «мама», «папа», «я». «Маму» и «папу» убирают, а вот «я» на протяжении всего спектакля сиротливо находится сбоку сцены, а потом кубик ставят в одну из ниш стены, сложенной из таких же кубиков. В самом начале была уверенность, что стена эта рухнет, что будет счастливый финал, и от этой слащавой надежды почему-то было нехорошо. Ведь так не бывает. И стена не подвела, она честно выстояла, при этом всем своим видом продолжая давать понять, что разлетится от любого пинка. Эта стена - система, недостатки которой очевидны для всех и каждого, но никто не решается занести ногу, чтобы ее хотя бы пнуть, не то, что сломать. И чиновники продолжают бодро отчитываться, сколько тратится на каждого ребенка, а воспитатели умело маневрируют между проверяющими и воспитанниками. Невыносимая казенщина проявляется особенно четко, когда появляется директор Мавлида Нургалиевна (Айдар Шамсутдинов). Актер надевает очки и женский парик, при этом оставаясь все в том же «сиротском» костюме. Как все. Директриса с ними в одной лодке, она такая же заложница системы, как и эти резво взрослеющие дети: девочки, которые бреют новенькую, мечтают о семье, рано беременеют. Или мальчики, жестко выстраивающие иерархию стаи.
«Детдом-детдом-детдом», - громко и резко в самом начале спектакля звучит хор мужских голосов. Ближе к финалу так же хором они будут произносить слово «люблю». Но «люблю» звучит тихо и неуверенно. Их влюбленности неумелы и агрессивны. Их жестокость не знает меры. Такое ощущение, что их болевой порог предельно высок. Они не боятся делать больно ни себе, ни другим. Однако у Ильяса болит внутри. Родители есть или были у каждого ребенка. Однако одни становятся безымянными воспитанниками, одними из многих, кубиками-кирпичиками стены, а другие берегут это свое «я», сиречь прошлое, любовь, домашнее тепло. Настоящая война разгорается между теми, кто прошлое бережет, и теми, кто ее никогда не знал. Отсутствие любви порождает жестокость.
В финале спектакля идет переучет воспитанников – какое будущее их ждет. Дети называют обычные бытовые профессии и только один из них говорит, что хочет поступить в университет. На него смотрят как на прокаженного. И тут раскрывается еще одна метафора стены из кубиков. Детский дом имеет социальный потолок. Выше которого не прыгнешь. Ты можешь быть лучше других, ты можешь даже выжить в этом мальчишеском жестоком иерархичном аду. Но университет – это не для таких людей. Детдом порождает неравные социальные условия, и человек, прошедший его, не может рассчитывать на большее. Спектакль оканчивается одним разоблачением мечты.
Олеся Кренская - окончила СПбГАТИ, магистр театрального искусства (история и критика театра кукол, руководитель курса А.П. Кулиш). Работает в Ульяновском театре кукол. 725986@mail.ru