Ольга Жердева
«Звёзды светят на потолке» Юханны Тидель, реж. Павел Пронин, Краснодарский молодёжный театр
Если судить по репертуару театров Краснодара, подростки – потерянное поколение, потому что специально для них спектаклей нет. Есть спектакли для детей, куда школьников обычно свозят целыми классами, и есть спектакли для взрослых – на любой вкус. А вот с постановками, в которых говорили бы о том, что близко зрителям от 14-ти до 18-ти, и к тому же говорили на их языке, всё сложно. Проблему «потерянного зрителя» пытается решить новый спектакль Молодёжного театра «Звёзды светят на потолке» по одноимённому роману шведской писательницы Юханны Тидель.
Роман был написан, когда Юханна была ненамного старше своих героев, 23-х лет, и в нём она говорит с читателями на понятном им языке. Ей удалось не скатиться ни в нравоучения, ни в сладкую слезливую сказку о бедной добродетельной сиротке а-ля Чарская. Хотя все предпосылки к этому были – у главной героини Йенны Вильсон, не самой популярной девочки в школе, умирает от рака мама. А тут ещё первая (и, как водится, несчастная) любовь, первая вечеринка с алкоголем и звёзды на потолке, за одной из которых прячется стихотворение с обещанием покончить с собой, если мама всё-таки умрёт.
Роман получил престижную литературную премию им. Августа Стриндберга и был экранизирован. Спектакль Краснодарского молодёжного театра – первая попытка перенести непростую историю из жизни шведских подростков на российскую сцену. Режиссёром выступил Павел Пронин (ГИТИС, курс Леонида Хейфеца), который познакомился с труппой Молодёжного театра во время Южной театральной школы в Анапе в 2016 году (тогда на территории детского лагеря режиссеры делали эскизы по подвигам Геракла в стиле променад-театра). Художник-постановщик – Ольга Галицкая (Школа-студия МХАТ, мастерская Станислава Бенедиктова).
Сцена-трансформер Молодёжного театра разделена на четыре сектора: школьный класс, «улица» со стоянкой для велосипедов, комната Йенны и гостиная. В процессе пространство будет не раз трансформироваться – класс превращается в квартиру самой крутой девчонки школы Уллис, а прямо на месте «улицы» возникает больничная палата. Обстановка в «комнатах» максимально «шведская»: узнаваемая мебель, посуда и даже мягкая игрушка: тот самый Рагнар, который приносит удачу, – в стиле «Икея», конечно. Даже странно, что герои едят не фрикадельки, а макароны и блины. Впрочем, блины с клюквенным джемом.
На сцене в пятне света появляется девочка и срывающимся голосом рассказывает о Йенне, маме, звере Рагнаре и раке. Она говорит о Йенне в третьем лице, но каждому в зале понятно – говорит о себе. Йенна в исполнении Полины Шипулиной умудряется быть одновременно зажатой и резкой, циничной и ранимой, жертвенной и эгоистичной. Эта девочка в джинсах на размер больше, широкой толстовке, с неуклюжим рюкзаком и распущенными светлыми волосами очень узнаваема, почти каждый в зале вспомнит если не себя в её возрасте, то, как минимум, одну из одноклассниц. Другие персонажи также узнаваемы и слегка утрированы: типичная заучка Сюзанна (Юлия Макарова), типичный красавчик Сакке (Никита Петров), типичная Королева Школы Улисс (Анастасия Радул), её крутой парень Хенке (Алексей Замко) и свита (Евгения Стрельцова, Анна Нежута, Евгений Парафилов, Александр Теханович). Они все немного чересчур, все слишком напоказ, все с вызовом окружающему миру, но это выглядит абсолютно оправданно – они, как все подростки, как умеют, копируют то, что видят в кино – в пятнадцать лет всегда хочется, чтобы всё было как в кино. Это особенно хорошо заметно, когда Карро (Евгения Стрельцова) и Лиселотта (Анна Нежута) неловко затягиваются сигаретой, когда на вечеринке Улисс изображает «страстный танец», но особенно, – когда компания идёт по коридору школы в режиме «слоумо». Жизнь «как в кино», отношения «как в кино»: «Я его люблю, но он слишком хороший для меня, так что я его бросила». Такие комичные моменты разбавляют общий тон постоянного ожидания беды, настоящих трудностей (у великолепной Улисс, оказывается, мать-алкоголичка) и тщательно сдерживаемой истерики главной героини. Но истерика всё равно прорывается: в каждом монологе Йенны угадываются слёзы.
Совсем иначе «звучат» взрослые герои спектакля. Лив, мама Йенны (Людмила Дорошева), умирающая от рака, бабушка и дедушка Йенны (Татьяна Епифанцева и Дмитрий Морщаков), классная руководительница Бритта (Айсылу Садыкова) и мама Улисс (Светлана Кухарь) – «киношного» в них нет совсем. Они отлично понимают, что происходит с детьми, но не всегда могут наладить с ними диалог. Собственно, в этом и состоит одна из основных мыслей как романа, так и спектакля – надо говорить. «Йенна и Сюзанна слишком давно не говорили», – жалуется Сюзанна; «Мы сидели рядом и просто говорили», – рыдает Улисс; «Тебе надо с кем-нибудь поговорить, со специалистом, я имею в виду», – беспокоится бабушка. Взаимопонимание достигается только через диалог. Говорите с ними, говорите с ними на их языке и постарайтесь их понять – спектакль обращается не только к подросткам, но и к родителям.
А в финале спектакля, как и в конце книги, прозвучит то самое стихотворение со словами «Я буду жить для тебя» и загорятся тысячи звёзд.
Фото Веры Сердечной
Ольга Жердева – журналист, блогер, Краснодар. http://tiger-tom-tracy.livejournal.com/