Елена Жатько
«Мёртвые души» по Н. Гоголю и «Хозяин» И. Карпенко-Карого, реж. Игорь Славинский и Максим Голенко, Николаевский украинский театр драмы и музыкальной комедии
«Мёртвые души» на сцене николаевского театра - это не метафорическое изображение странствий Павла Чичикова, а сложная игровая модель. Эта история о людях, которые видят цель жизни в выгодном служебном положении и сытом обеде, карточных играх и богатстве, удачном замужестве и удачном жульничестве.
Режиссёр и автор инсценировки Игорь Славинский начинает спектакль интермедией - появлением то ли Автора, то ли Режиссёра, в общем, некоего Постороннего (Максим Руденко). Он выходит с рукописью в руках, цитируя Михаила Булгакова: «"Мертвые души" инсценировать нельзя. Примите это за аксиому от человека, который хорошо знает произведение. Мне сообщили, что существуют 160 инсценировок. Быть может, это и неточно, но, во всяком случаи играть "Мертвые души" нельзя». Затем, один за другим появляются персонажи, которым этот Посторонний подсказывает текст. Булгаков в своей версии пьесы тоже ввёл образ Первого (Чтеца) как равноправное действующее лицо, в чем-то напоминающее самого Гоголя. Но в инсценировке Славинского этот герой отнюдь не похож на автора, скорее это резонёр, который не столько рассказывает историю, сколько обличает души помещиков, да и самого Чичикова. Возможно, всё, что происходит на сцене, - это лишь плоды его фантазии.
Сценографический рисунок «Мертвых душ» аскетичен: пустая сценическая коробка, стулья в белых чехлах, столы (трансформируются в перегородки комнат, окна) и светлый тюль, также многофункциональный. Стерильное пространство добавляет внутренней напряжённости спектаклю. Этот условный мир населяют человекообразные фигуры, словно «вырезанные» из бумаги. Светлые стилизованные одежды, изысканные причёски у дам и банты на шеях у мужчин — как будто, срисованы с фарфоровых кукол. Плоская у них душа, пустая и бесцветная. Они только кажутся безобидными и милыми, на самом деле — живут в выдуманном мире, со своей моралью и правдой.
Остроумно смешная Коробочка, отлично сыгранная Светланой Никитасенко, одна из лучших ролей в постановке. Хорош и тонок Олег Мамыкин в роли Плюшкина — не банальный скупердяй, а настоящий маргинал: в его хозяйстве всё гниёт, рушится, умирает вместе с ним. Образ немногословного Петрушки, созданный молодым актёром Михаилом Юрченко, - пример того, как даже эпизодическую роль можно сделать рельефной, эмоционально насыщенной. В одной из сцен Прокурор (Александр Маглёванный) вместе со своей «свитой» нюхают воображаемый наркотический порошок, который их веселит и, возможно, переносит в мир иллюзий.
Начиная с этого эпизода всё происходящее воспринимается не только как вымысел Постороннего, но и как подсознательные метаморфозы каждого персонажа. Воображаемым предстаёт не только порошок. Символически читается со сцены появление надоедливой воображаемой мухи, что вылетает из шкатулки Чичикова. Она появляется каждый раз, когда речь заходит о мертвых душах и сразу навевает мысль о душевной мертвечине, что разъедает каждого героя изнутри. Символизм подчёркивают пластмассовые одноразовые тарелки, они же и дамские веера, блюдца для чаепития; а вместо денег — салфетки. Весь созданный воображениями гоголевских персонажей мир — плоский, бесцветный, «одноразовый».
Чичиков остаётся главным лицом и в спектакле, но все действия ему диктуются, подсказываются Посторонним. Не Павел Иванович вызывает фантомы, которые в финале сливаются воедино в пении оратории, а его подсознание прорисовывает все витиеватые перипетии. Маску рационалиста Чичикова примерил на себя Сергей Чверкалюк. Невысокого роста, подвижный, с яркой мимикой — он ведёт своего персонажа по пути от виртуозного мошенника и приспособленца до глубоко трагического героя, жертвы собственных хитроумных сетей.
Режиссёр Игорь Славинский в версии «Мёртвых душ» создаёт пространство безвременья, с картонными фигурками, костюмами под холст и атмосферой гротескного развенчивания человеческих пороков. В этом безвременье так легко увидеть и нашу нынешнюю жизнь. Отражается в этом зеркале и другой, более молодой спектакль театра — «Хозяин» по пьесе корифея украинской драматургии Ивана Карпенко-Карого.
Почти библейский сюжет о том, что никогда деньги не спасут душу человека воссоздаёт режиссёр Максим Голенко. Вместе с художником Юлией Зауличной ему удалось разработать несколько образов-символов: хромая экзальтированная «овечка» (Ксения Засыпко), зерно, что сочится буквально отовсюду. В финальной сцене именно оно засыплет Пузыря, подобно тому, как покрывает земля гроб с покойником. Из символов выделяется центральный — высокая насыпь зерна по центру сцены, словно Голгофа для главного героя, а старый дырявый халат на нём — крест. Терентия Гавриловича спускают на «троне» с вершины этой «горы». Исполнитель роли Пузыря Андрей Жила точно и самобытно воссоздаёт классического персонажа за счёт скульптурной пластики лица и туманно-властного взгляда. Сдержанный в отдельных сценах, он тонко варьирует между образом неврастеника и «хозяина судьбы».
Спектакль — ансамблевый, где каждый актёр вне зависимости от количества текста в роли, ведёт своего персонажа по чётко заданной «психологической траектории». Парализующий ужас передаётся в конвульсивных движениях актрисы Ксении Засыпко, которая становится Демоном Терентия Гавриловича. Изломанно-болезненная пластика делает её похожей на экзотическое насекомое или червя, что гложет главного героя изнутри, съедая всё живое и человечное в нём. Интересными и яркими стали образы Маюфеса (Дмитрий Гедз) и Феногена (Николай Тамарянский). Молодые актёры легко и иронично играют мелких мошенников. Спектакль Голенко будто лишает нравоучительной идеологии пьесу Карпенко-Карого и создаёт фантасмагорию, щедро оснащённую художественными изысками.
Две истории, сошедшие со страниц классических произведений на сцену николаевского театра, - не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку, будь то Павел Чичиков или Терентий Пузырь. Духовное возрождение — вот главный завет рассказанных историй, а Гоголь тут добавил бы: «Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его… Не будьте мёртвыми душами, будьте живыми…»
Елена Жатько - выпускница Харьковского университета искусств им. И.П. Котляревского (бакалавр театроведения), Харьковской академии культуры (магистр театрального искусства).