Зоя Бороздинова
«Мелкий бес» Федора Сологуба, реж. Александр Янушкевич, Красноярский театр кукол
В Красноярском театре кукол премьера для взрослых зрителей: режиссёр Александр Янушкевич поставил роман Фёдора Сологуба «Мелкий бес».
Спектакль получился полижанровым. Циничная чёрная комедия перебивается романтической мелодрамой, трагедия маленького человека уступает место то мистическому хоррору, то лёгкой эротике. Но через все эти пласты отчётливо виден фарс-соти. Появившийся в противовес религиозным сюжетам мистерий, пронизанных возвышенными чувствами, и моралите с их внятными и однозначными нравственными оценками, фарс остроумно показывал обыденные городские скандалы, конфликты в семье и другие повседневные нелепицы и неприятности. Объектом пародии в фарсе-соти были чиновники - суетливые обманщики, юлящие перед теми, кто выше их, и угнетающие тех, кто ниже. Эти же сладострастники, лицемеры, ханжи с чувством собственного достоинства, перерастающим в манию величия, - герои многих замечательных произведений русской литературы, поэтому сологубовский Ардалион Передонов не обделён литературной родословной.
В спектакле это чувствуется: особенно похож Передонов на Аксентия Поприщина из гоголевских «Записок сумасшедшего». Раздвоение личности происходит не только в его душе, но и физически, когда голова артиста торчит рядом с головой надетой им как костюм куклы. Иногда актёр пролезает через расстёгнутые пуговицы рубашки и ведёт разговор сам с собой, иногда вовсе снимает с себя куклу, отбрасывает её. Это - шизофрения, болезнь. Но и двуличность - социальное оборотничество.
Не один только Передонов гнусен, а все персонажи, каждый. И каждый - по-своему. У всех актёров есть кукла, которая является иллюстрацией внутреннего образа героя: у них неправильные пропорции, излишне длинные и тонкие руки, круглое тельце, плюгавость. Директор гимназии и вовсе не цельный человек, а лишь ушастая голова да огромные кулаки. Куклы нет только у Людмилы Рутиловой, полюбившей юного гимназиста Пыльникова. Но и в ней уже заигрался мелкий бес - дух чувственности, распутства, толкающий на совращение малолетнего. Такая профанация чистых чувств происходит повсеместно. Например, сестра и невеста Ардалиона Борисовича Варвара готова на подлог и обман, лишь бы выйти замуж.
Подзаголовок спектакля - «Сцены из провинциальной жизни». Провинция - не географический термин, а гнилое, замшелое, запустелое место. В начале спектакля Ардалион изгаживает крошечный город (художник Татьяна Нерсисян): ворует колокольчик с миниатюрной церкви, выбрасывает тонкую полоску ткани - речку, ломает окна в игрушечном училище. В следующей сцене персонажи бросают пакеты с мусором на авансцену да так с ними и живут, не обращая внимания, полагая мерзость нормой. Точно по Гоголю: «Что это за скверный город? Только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор - чёрт их знает откудова и нанесут всякой дряни!» В финале пространство мстит, затягивает и заваливает сошедшего с ума Передонова разнообразным сором.
В спектакле использован не весь текст романа, но в этой огромной горе мусора дан такой концентрированный образ его мироощущения, что это и не требуется. Мелкие страстишки, мелкие стремления (в отличии от Поприщина, который мнил себя королём Испании, Передонов мечтает всего лишь о месте инспектора училищ) засыпают всё живое, настоящее. Атмосфера спектакля - это и есть та самая сологубовская недотыкомка, нечто мерзкое, гадливое, неуловимое и потому - неистребимое. Она как Хлестаков - «везде, везде». И если к Ивану Карамазову (ещё одному литературному родственнику Ардалиона) явился сам чёрт, то герой спектакля - не такая важная фигура, и мучает его недоразумение.
Несмотря на гротескное преувеличение событий и обострение характеров, постановка Янушкевича не смотрится как отвлечённая нафантазированная история. Ужасающая, садистская сцена порки так близка к сегодняшнему усовершенствованию закона о домашнем насилии, а доносы, которыми бредит Передонов, в последнее время получили такую популярность, что вопрос об актуальности «Мелкого беса» можно даже не обсуждать.
Зоя Бороздинова - учится в магистратуре РИТИ-ГИТИС.