Полина Карпович
«Месяц в деревне» Ивана Тургенева, реж. Максим Соколов, Архангельский молодежный театр
Неслучайно в программке предлагают забыть всё, что нам говорили об авторе в школе – обязательно нужно представить его своим современником, молодым и раскованным. Иван Сергеевич считал, что пьеса «Месяц в деревне» не предназначена для сцены. И это уже своеобразный вызов каждому режиссеру, если он берется за материал. Максим Соколов увидел любовный многоугольник в контексте своего времени, когда человек самоабстрагируется от реального мира.
Всё здесь абсурдно, хаотично. Месяц в деревне режиссер предлагает «прожить» в формате бесконтактного квеста: ты вроде остаешься сидеть в удобном кресле в зале, но мысленно постоянно делаешь ход к разгадке спектакля.
История из XIX века скопирована с некоторыми купюрами и перенесена в новое для себя пространство дважды: и в наши дни, и, неожиданно, в сказочный мир кэрролловской «Алисы». Эта двоякость и требует от зрителя сделать выбор: следить за происходящим только как за житейской историей, где две женщины делят мужчину, или обратиться к внутренней жизни героев: детские обиды, кажущиеся нелепыми мечты взрослого человека, боязнь жить сердцем.
Для тех, кто пойдет первым путем, спектакль примет черты чудаковатой, но хорошо сделанной мелодрамы, «начиненной» разноплановой музыкой, от современных Adele и Lana del Rey до классики The Beatles. Но есть и второй путь, он для желающих отправиться в более увлекательное путешествие. Тургеневский конфликт в сказочном обрамлении раскрывается иначе – это конфликт невостребованной женской страсти и чувственности. Весь мир Натальи Петровны Ислаевой (Яна Панова) – геометричный и скучный домик, выкрашенный в черный цвет, суетливый до нервных судорог, если дело касается хозяйственных вопросов. Муж (Евгений Шкаев), шаловливый ребенок Коленька (Егор Полежаев), практически не вступающий в контакт с матерью, а также Ракитин (Антон Чистяков), скучный поклонник. Траурных ноток добавляет и образ самой Натальи Петровны – затянутая, скованная в движениях в черном платье-футляре с объемными рукавами, с вымученной улыбкой и отрешенным взглядом женщина. Скорее крестовая дама из колоды карт, каждый день которой – одинаково разложенный пасьянс.
Тут тасовать колоду начинает режиссер – и по-хулигански запускает в нее смешной снимок белого кролика. Интересно, что сначала миниатюрный снимок на черном фоне крутит в руках верный друг Ракитин, тот, кто первым загнал самого себя в рамки тошнотворной нормальности. Характеры практически всех героев в момент знакомства с ними выразились в конкретных предметах. Детский смех вызывает у Натальи Петровны желтый эспандер. Модными журналами увлечена избалованная, экзальтированная воспитанница Верочка (Анастасия Буланова). Ракитин вяжет розовый шарфик. Атмосфера в доме Ислаевых аутична – каждый болезненно зациклен на самом себе.
Белый кролик со снимка вырывается на свободу в образе учителя Беляева (Степан Полежаев). И эта подтекстная часть – роль провожатого в детскую мечту для Натальи Петровны – удается блестяще. «Аксессуар» к характеру Беляева – большой шарик в форме акулы (воздушный шарик, а кусает больно), кажется предупреждением, что за любой порыв к свободе ты будешь наказан.
Сам артист постоянно борется со своим персонажем, внешняя уверенность и сила будто никак не сольются с внутренним состоянием молодого и неопытного учителя по-тургеневски. Невольно рисуешь себе в голове образ не скромняги-учителя, а настоящего Дон Жуана, вспыхивающего страстью то к той, то к другой женщине.
Для понимания режиссерского замысла важна каждая совместная сцена Беляева и Натальи Петровны, в них сконструирован процесс превращения «карточной» дамы в живую, чуткую молодую женщину, наблюдателя - в действующее лицо. Акцентированы диалоги героев о детстве – двух таких разных людей многое объединяет: неприкаянность, отсутствие родительского тепла.
Детство – вообще одна из любимых тем Максима Соколова. «Спектаклем хочется отстоять право каждого на детство, на то, чтобы меняться тогда, когда готов», – комментировал режиссер своих «Пираний» (предыдущий его спектакль в Архангельске). Новый спектакль – о праве женщины сохранить в себе маленькую девочку, жизнерадостную Алису, способную удивляться и делать это искренне.
Художественное оформление спектакля Анастасии Юдиной создано из мелочей. В нем много прямых отсылок к кэрролловскому тексту: трехногий табурет Герцогини, пластиковые фигурки кроликов, зеленая лужайка; соответствующий выбор гаммы цветов и текстур – «шахматные» силуэты нарядов главной героини, как у Черной и Белой королев, и вдруг – метаморфоза – пышная юбка Алисы броского голубого цвета. Изо дня настоящего, из мира материального только отголоски – микрофон, велотренажер, пятитысячные купюры. Кажется, что перед тобой снимают кино в духе Уэса Андерсона: безумный, идеально вычерченный мир, где даже мелкие детали – и те на своем месте. Такой «конструктор из красивых деталек» может показаться избыточным (хотя технологичные спецэффекты порой действительно давят), но собранный воедино он оправдан магией театра, которая всё-таки случается.
Спектакль сделан драйвово, по-молодежному: код на «примочки» массовой культуры от режиссера Соколова срабатывает, а музыка заряжает, однако остается требование прямого ответа на вопрос: а что же будет со взрослой Алисой, которая отважилась заглянуть в кроличью нору, но, увы, счастья так и не познала?..
Фото Екатерины Кулаковой
Полина Карпович - выпускница Северного (арктического) федерального университета, кафедра журналистики. Постоянный автор газеты Архангельского театра драмы имени М. В. Ломоносова "Бенефис", корреспондент пресс-центра при международном фестивале театрального искусства имени Федора Абрамова "Родниковое слово" и независимого портала о культуре Архангельской области "Брусника". Живет в Архангельске.