Елизавета Печеркина
«Дуэт ”The Sunshine Boys”» Нила Саймона, реж. Денис Малютин, театр «Глобус», Новосибирск
Артист – это профессия, которая не знает слова «завтра». Для актера существует только сегодня, сейчас. Сегодня тебе дают роли, ты выше всех, ты гений. Завтра о тебе забывают, ты не имеешь той славы, которая буквально была вчера. Сегодня главная роль, на следующий день ничего. И это никак не изменить, ведь у артистов есть особенность, свойственная всем людям, – старение. Года идут, тела дряхлеют, и память начинает подводить. Когда-то заканчиваются роли Гамлетов, Хлестаковых, Треплевых. А что им на смену?
В постановке Дениса Малютина в новосибирском театре «Глобус» показаны несколько путей развития жизни пожилых артистов: играть незаметные роли и ждать у моря погоды или просто уходить со сцены. Кто-то выбирает еще одну дорогу – стать режиссером. Это под силу не каждому, и приходится делать выбор только между двумя вариантами. Именно это и разделило двух героев, бывших коллег, Вилли Кларка (Евгений Важенин) и Алана Люса (Александр Варавин). Оставив карьеру комиков из-за ссоры и личных разногласий, они разошлись «как в море корабли». Но через одиннадцать лет к ним в двери вновь стучится удача: им предлагают возобновить скетч на телевидении. Долгожданная встреча друзей, попытки восстановить прежние отношения. Как всегда, что-то этому мешает. Что-то, что глубоко сидит в душах Вилли и Алана.
Добрая половина зрительного зала просто заливалась от смеха, хотя ничего смешного не было. История вроде бы комедийная и шутки вроде бы веселые. Но на самом деле эта постановка получилась совсем не смешной. Это о судьбе старых артистов. Артистов, которые уже не нужны своим поклонникам.
Вилли Кларк сидит в ожидании новой роли. Пускай эта роль будет в каком-нибудь рекламном ролике чипсов или таблеток: ему вроде совершенно безразлично это (хотя видно, что он не может переступить через себя и играть подобное). Его сегодняшняя жизнь уныла. У него нет жены, нет детей. Единственный человек, который заботится о нем – его племянник и одновременно агент Бен Сильвер (Алексей Архипов). Всего несколько радостей осталось у Вилли Кларка – еженедельный журнал «Variety» с некрологами бывших коллег (принт домашнего халата и подклад сценического пиджака – страницы этого издания), сигара и крошечная квартирка в Нью-Йорке. Зато он, мэтр эстрады, не зависит ни от кого. Зато он, мэтр эстрады, не имеет поклонников. Почему? Да потому что юмор номеров «The Sunshine boys» состарился, поклонники дуэта тоже, а на смену пришло новое поколение. Время изменилось, а Вилли Кларк нет.
Алан Люс живет в доме своей дочери, в отдельной комнатке. Его карьера давно окончена. Он не ждет приглашений на телевидение, он живет сегодняшним днем. Сегодня он будет гулять с внуками, а не круглосуточно сидеть в душной квартире и ждать очередного предложения сняться в рекламе.
После спектакля хочется задать вопрос: для чего люди идут в театральный институт? Почему спустя много лет они играют одни и те же роли и часто роста у них не наблюдается? Тысячи людей мечтают попасть в мир театра, в этот загадочный мир. Как Нина Заречная, грезившая им, просто смотря на Ирину Аркадину. Каков итог этой жажды театра? Если нет роста, если нет развития, стоит ли оставаться на этом поприще? В любом виде искусства были люди, которые всю жизнь ждали шанса показать свой талант, свой потенциал, но невостребованность просто убивала их.
Веселые танцы, громкая музыка. Все сочно и ярко, все пестрит. Невооруженным глазом видно, что ты находишься в мире варьете. И здесь вроде бы не должно быть ни слез, ни грусти, но как-то совсем не до веселья. Смотря на актеров (не только этой постановки, конечно), я невольно задаюсь уже другим вопросом: «А что будет дальше?» Вот, артист, он молод и красив, память замечательная и играет великолепно. Но, все-таки, что будет дальше? Чем закончится его история? И будет ли счастливый конец?
Фото Виктора Дмитриева
Елизавета Печеркина – студентка 3-го курса отделения журналистики Новосибирского педагогического университета. Живет в Новосибирске. lisa.p54@yandex.ru