Ольга Жердева
«#Он_Она_Собачк@» по "Даме с собачкой" Антона Чехова, реж. Радион Букаев, Театр драмы, Краснодар
9 декабря в Краснодарском театре драмы имени М. Горького состоялась премьера спектакля «#Он_Она_Собачк@» по мотивам повести Чехова «Дама с собачкой». Режиссёр постановки Радион Букаев до недавнего времени был главным режиссёром Елецкого драматического театра «Бенефис». Одной из значимых работ того периода стал спектакль «Железная воля», вошедший в лонг-лист премии «Золотая Маска». «#Он_Она_Собачк@» – первый спектакль Радиона Букаева в Краснодарском драмтеатре и вызвал он, как это часто бывает с работами новых режиссёров, волну самых противоречивых отзывов.
История о курортном романе, переросшем в искреннее и глубокое чувство, о скучающем мужчине, которому «не идёт роль фата», прекрасной даме и очаровательном шпице в интерпретации Букаева превратилась в драму о бессмысленности и пустоте обыденной жизни, кризисе среднего возраста и, конечно, о любви, которая, как водится, нечаянно нагрянет.
Дело происходит в Ялте, но это могло случиться и в любом другом курортном городке, уж больно типичная картина отпускной скуки с дурацкими игровыми автоматами, кокетливыми дамочками «в активном поиске», парами всех возрастов, тоскливой кафешкой с разномастными пластиковыми подносами и очень «содержательными» вечерами у телевизора, подсказывающего герою, что он «пушистый домосед». В этом «раю» Дмитрий Гуров в исполнении Алексея Сухоручко так откровенно дуреет от тоски и безделья, что начинаешь ему искренне сопереживать. Ну, признайтесь, с вами тоже бывало, что после недельного отдыха «на морях» начинаешь тихо ненавидеть отпуск, попутчиков (или соседей по пансионату), море, однообразную еду, вездесущий песок, и хочется, чтобы случилось хоть что-то захватывающее и интересное. Скука! Может, потому так беспробудно пьют люди на отдыхе?
Оживление в беспросветную курортную жизнь вносит появление дамы в берете. Даму зовут Анна Сергеевна, она ровесница главного героя, и приехала на юг без собачки. Однако отсутствие на сцене милого пушистого зверька решается удивительно изящно и остроумно: Гуров (по совету телевизора) складывает оригами, собаку-кусаку и идёт знакомиться с женщиной, которая проводит время с книгой, а не в игровых автоматах. Образ главной героини, созданный актрисой Анной Ерковой, резко контрастирует с остальными представителями курортного общества. Анна то ли изначально более живая и настоящая, чем утрированные типажи «красотка», «мегера», «молодожёны», то ли просто ещё не залипла в курортную тягомотину и превращает всё, к чему прикасается, в игру и праздник. Танцуют все! И как в такую не влюбиться? И здесь видно довольно сильное расхождение с чеховской историей: герой рассказа, типичный ловелас, искал лёгкое курортное приключение, а получил "побочный эффект", в спектакле же влюблённость возникает естественно и обоюдно. Именно поэтому очень удачным кажется изменение возраста героини – мы наблюдаем историю любви двух взрослых, семейных, но при этом страшно одиноких людей. Людей, живущих с привычными людьми и «по привычному маршруту», внезапно осознавших, что всё может быть по-другому. Настолько по-другому, что впору усомниться: а не сошёл ли кто с ума?
Радиону Букаеву удалось очень тонко прописать второстепенных персонажей, которые в исходном тексте либо были намечены несколькими штрихами, либо вовсе отсутствуют. В спектакле они – не фон для неземной любви главных героев, у каждого из них своя история и своя особая роль в маленькой вселенной спектакля. Здесь нет случайных людей. Курортное общество с роковой красоткой (Юлия Романцова), смешными и трогательными молодожёнами (Александр Крюков и Олеся Богданова) и семейной парой средних лет в исполнении Натальи Арсентьевой и Юрия Волкова показывает печальное развитие семейной жизни самого главного героя: от восторгов и прочих «женаты и счастливы!» к обыденности и «жена-мегера», а там и дама в бордовых лосинах (ну, или в берете и собачкой) нарисуется!
Интересна сценография Кирилла Ерёмина: сцена по диагонали разделена стеклянной стеной с несколькими дверями. Пространство за стеной представляет собой то гостиничное кафе, то офис рекламного агентства, в котором железной рукой правит жена Дмитрия (Мария Грачёва), то зал ресторана, где все герои собираются в финале и оформление которого сильно напоминает красную комнату в «Твин-Пикс». Стеклянная стена становится и окном уходящего поезда, и окном квартиры Анны, и просто окном в мир, где так просто стать счастливее, сложив из бумаги собачку. За этой стеной откроется и ещё одна «сцена», на которой Юлией Романцовой и Александром Крюковым очень иронично разыгрывается классическая «Дама с собачкой». Бутафория, как в фотографических салонах конца XIX века, огромная шляпа героини, платье с турнюром, болонка из швабры, картонный арбуз, картинные рыдания героини и внезапная чайка размером с птеродактиля. Этот эпизод покажет, насколько смешным и нелепым может быть спектакль, если ставить его по всем канонам. Или, если сказать точнее, штампам восприятия. Впрочем, это нельзя и назвать призывом рвать шаблоны и разрушать канон. Так, лёгкий намёк на то, что история всегда повторяется, но никогда не повторяется дословно. В 1898 году были шпиц, арбуз и шляпа размером с колесо от телеги, а в 2016-м джинсовые шорты, игровые автоматы и собака-кусака из бумаги. И кто знает, может, следующие Анна и Дмитрий встретятся вовсе не в Ялте, а на просторах какой-нибудь онлайн-игры? История живёт во времени.
Фото Веры Сердечной
Ольга Жердева – журналист, блогер, Краснодар. http://tiger-tom-tracy.livejournal.com/