Камилла Конвэй
Проект «Круг чтения» в Московском Художественном театре имени А.П. Чехова
Режиссер Марина Брусникина занимается поистине уникальным делом: ее спектакли - синтез литературы и театра, материалом для которых чаще всего становится проза. Марина Станиславовна сочетает понимание современной литературы с чутким восприятием классики: «Самое поразительное в искусстве - когда эти буквы - тексты вдруг становятся людьми и между ними начинают происходить живые отношения», - рассказывает Марина Брусникина в одном из интервью. Ее творения часто называют «литературным театром», но это слишком узкое понятие для творчества режиссера. Скорее, этот феномен можно назвать «театром Марины Брусникиной». Ее спектакли наполнены состраданием к бытию современников и глубоким пониманием жизни. Марина Станиславовна всегда относится к литературным текстам бережно и внимательно.
11 декабря 2016 состоялся первый в нынешнем театральном сезоне вечер «Круг чтения». Начать решили по-новому: впервые актеры театра прочитали со сцены не современную прозу или поэзию, а пьесу, разложив ее по ролям. Пьеса Андрея Бехтерева «Непрогоняемый ангел» написана в 2011 году. Это комедия о нашем времени. События пьесы происходят в канун Рождества, в самый разгар новогодних праздников. Уже несколько дней в обычной московской квартире продолжается бурное празднование свадьбы. Ильсия Сигезаковна, женщина средних лет, была тамадой на этом веселом празднике. Вот уже несколько дней жители квартиры никак не могут избавиться от нее, а попытки договориться рождают разные комичные ситуации: то тамада не вылезает из ванной, то ведет долгие телефонные разговоры. Чтобы задержаться подольше, она пишет для молодоженов и гостей дома сценарий празднования Рождества, а себя называет «ангелом». Вежливая молодежь стесняется прямо указать женщине на дверь, им остается лишь надеяться на совесть незваной гостьи, которая, видимо, отсутствует. Но, как зрители узнают позднее, у Ильсии Сигезаковны есть весомые причины не покидать этот дом и его хозяев. Но прежде им придется услышать, пусть и слегка подневольно, ее сценарий Рождества с отсылкой к Библейскому сюжету о Вифлеемской звезде, которая нежданно возникает среди будничных разговоров и освещает все вокруг невидимым светом.
Пьесу читали актеры, постоянные участники других вечеров, а также многих спектаклей Марины Брусникиной в МХТ: стоящие у истоков данного направления Юлия Чебакова, Алена Хованская, Павел Ващилин, Валерий Трошин; присоединившиеся позже Ксения Теплова, Яна Гладких, Артем Волобуев, Алексей Красненков. Все – выпускники Школы-студии МХАТ разных лет.
История проекта "Круг чтения" началась в Московском Художественном более пятнадцати лет назад. В двухтысячном году Марине Брусникиной пришла идея проводить чтецкие вечера в театре со студентами и недавними выпускниками Школы-студии. Как рассказывает в интервью сама Марина Станиславовна: «Мне подумалось: пришли юные актеры, их никто не знает, так зачем сидеть, надо собраться и сделать на Малой сцене вечер знакомств, почитать любимых авторов - кто кого выберет - и позвать театр, позвать людей».
Нежданно для всех эти вечера, получившие название «Круги чтения», стали очень популярны у зрителей и положили начало долгой истории, а чуть позднее выросли в полноценные спектакли. Довольно скоро вечера стали неотъемлемой частью репертуара. На вечерах (как правило, раз в месяц), в отличие от модных репертуарных спектаклей, чаще можно встретить искушенного и вдумчивого зрителя, нежели случайного гостя. У вечеров есть и своя постоянная аудитория, так как каждый из литературных «Кругов чтения» - уникальное событие, которое, чаще всего, не повторяется.
Бывают и исключения. Это, например, песенные Рождественские вечера с участием звезд мхатовской труппы. Игорь Золотовицкий, Константин Хабенский, Ирина Мирошниченко, Евгения Добровольская, и многие, многие другие заслуженные и народные, собираются за праздничным столом на Основной сцене, в единении исполняя песни новогодней и рождественской тематики («Пока часы двенадцать бьют», «А снег идет», «Новогодняя», «Jingle Bells» и др.). Первый Рождественский вечер на большой сцене прошел 7 января 2014 года, а в последующие два года повторялся с незначительными изменениями.
Еще один постоянный цикл вечеров – «Живой звук» на Малой сцене. История у этого цикла довольно длинная: у истоков начинания стояли сама Марина Брусникина, а вместе с нею Алена Хованская, Юлия Меньшова и Яна Лисовская. Репетируя вместе в далеком 1990 году спектакль «Яма» режиссера Валентина Козьменко-Делинде, девушки столь увлеклись совместным пением, что продолжили петь и вне репетиций, в гримерных, на гастролях. Их коллектив сформировался в песенную группу «Каштанки», но через некоторое время существование группы прервалось почти одновременным уходом в декрет Хованской и Меньшовой. В 2014 году квартет возобновился, но в переменившемся составе - теперь к Брусникиной и Хованской присоединились актрисы труппы МХТ Кристина Бабушкина и Ольга Литвинова. В их репертуаре - знаменитые и всеми любимые песни («Запомни этот миг» Таривердиева, «Because» The Beatles, «Besame Mucho»), мелодии, с которыми связанны личные воспоминания актрис: колыбельная, которую Кристина Бабушкина пела своей маленькой дочке, или «Томашув» и «Утоли мои печали» из снятых с репертуара брусникинских спектаклей «Сонечка», «Белое на черном». Актрисы поют то, что им нравится: от Баха до «Битлов», от народных и советских песен до хитов современной эстрады. Квартет во втором составе и получил название «Живой звук».
Случаются тематические «Круги чтения», когда вечер посвящен лишь одному автору. В МХТ проходили вечера Иосифа Бродского, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной. На них актеры читают стихи этих авторов, мемуары. Но, прежде всего, «Круги чтения» являются вечерами современной прозы и поэзии. Встреча с современной литературой дает возможность актерам не только слушать и пытаться анализировать время, в котором мы существуем, открывать глубинные пласты отечественной культуры, но и делиться своими открытиями со зрителем. Актеры всегда самостоятельно находят и подбирают материал для вечеров, который им самим близок и интересен. Вместе с актерами свои собственные стихи читали и их авторы - Вера Полозкова, Вера Павлова, Дмитрий Тонконогов и др. Звучат на сцене и произведения тех, кто только «пробует перо» в социальных сетях и интернет-дневниках. Часто стихи раскладываются на голоса и дополняются музыкой.
Раз в год «Круги чтения» становятся не вечерними, а ночными: в Московском Художественном уже трижды проходила «Ночь поэзии». Актеры труппы и студенты Школы-Студии читали стихи – начиная ночь поэзией Пушкина и заканчивая авторами XXI столетия – с полуночи и до шести часов утра. Видеопроекция Камергерского переулка в реальном времени на заднике сцены абсолютно неотделима от происходящего на самой сцене: поэзия не живет отдельной жизнью, а сливается с жизнью реальной.
Через эти вечера Марина Брусникина знакомит зрителей с современными текстами, которые, будучи прочитанными со сцены, воспринимаются легче и рождают визуальные образы. Человек должен постоянно пребывать в состоянии познания; мысль о том, что ты знаешь все, – тупик, остановка развития.
В новые спектакли постепенно вводятся актеры-студенты и выпускники. Марина Брусникина дышит в унисон с современностью и ничем не ограничивает жизнь, которая словно «река с быстрым течением» несется вперед, не замирая ни на секунду.
P.S. 2 февраля на Малой сцене МХТ артисты Художественного театра прочтут пьесу Ивана Андреева «Боюсь стать Колей» в рамках проекта "Круг чтения". В 2016 г. пьеса была удостоена первой премии Международного конкурса современной драматургии «Евразия» (номинация «Для большой сцены»). В вечере принимают участие: Алёна Хованская, Павел Ващилин, Юлия Ковалёва, Янина Колесниченко, Ольга Литвинова, Данил Стеклов, Валерий Трошин, Армен Арушанян
Фото Екатерины Цветковой
Камилла Конвэй - студентка театроведческого факультета ГИТИСа (курс Алексея Бартошевича и Видаса Силюнаса). Училась на факультете тележурналистики Института современного искусства. milla95@mail.ru