Алла Травкина
«Венчание» Витольда Гомбровича, реж. Бениамин Коц. Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
Постановка польской пьесы «Венчание» Витольда Гомбровича - это не только режиссёрский дебют Бениамина Коца, но и драматургический дебют пьесы на российской сцене. Поляк Бениамин Коц – молодой выпускник СПбГАТИ (режиссерский курс Ю.М. Красовского). В свою команду он взял таких же молодых, остро чувствующих время, ребят, готовых к любым экспериментам.
Малая сцена Театра им. Ленсовета почти пуста. Темные стены, ампирные люстры под тюлевыми навесами, больше напоминающими паутину. За двумя столами сидят артисты, наблюдают за рассадкой зрителей. Время от времени они наклоняются друг к другу, тихо перешептываются, будто заговор плетут. Раз! Спектакль начинается, и ты проваливаешься в сон, в видение, в болезненный бред, вслед за человеком, не осознающим реальность. Он оказывается на развалинах то ли кабака, то ли родного дома. Или это уже развалины нашего мира? Потерянным и напуганным предстает перед нами главный герой пьесы – Хенрик в блестящем исполнении Сони Никифоровой. Это и не мужчина, и не женщина – это просто человек, рожденный здесь и сейчас, на обломках этого трактира. Компанию ему составляет его друг – Владо (Сергей Филатов) – ироничный Дон Кихот, верно следующий за своим другом; он кажется единственным реально существующим, адекватно мыслящим человеком из плоти и крови.
Сон – не сон, явь – не явь. Обесцвеченный мир, в котором полностью отсутствуют эмоции, лишь сухое восприятие происходящего. И уже родители Хенрика оказываются держателями трактира, а его невеста Маня (Вероника Фаворская) - поруганной девкой - прислугой. Хенрик, стремясь вернуть прошлое, начинает рушить все вокруг себя, сначала будто бы играя в «предлагаемые обстоятельства», но все больше и больше увлекаясь этой игрой, начинает отождествлять ее с реальной жизнью. Следуя своим слепым убеждениям, наделяет отца королевской властью, дабы тот провел обряд венчания с девушкой, которую он упорно считает чистой. Традиции для него непреложны – венчание может быть только с девственницей.
«А вы в Бога веруете?» - такой простой вопрос переворачивает происходящие куда-то на 90 градусов. Сергей Волков – злой гений этого спектакля. Он и Пьяница, но трезвее всех вокруг, он и глуп, но умнее всех вокруг. В этом мире сна он чувствует себя как рыба в воде. Ходит за Хенриком, натравливая его на отца. Тот сопротивляется, но лишь первое время, не до конца веря в реальность происходящего: «я проснусь... и вы все исчезнете...». Почувствовав свою силу и власть, Хенрик свергает и прогоняет отца, сам становясь Королем. Он отрицает существование бога, но сам хочет стать богом для себя и подданных, чтобы лично освятить свое венчание. Мысль о достойном традиционном обряде заполняет всё сознание Хенрика. Но новая интрига уже сплетена. Его невесту Маню ловко, не без помощи Пьяницы, подсовывают в объятия Владо, и эта сцена фотографической карточкой отпечатывается в голове Хенрика, разжигая в нем сокрушительную ревность, подмявшую под себя жизнь верного друга. Герою кажется, что убрав все преграды, он достигнет необходимой чистоты и безупречности нового мира. Родители изгнаны, друг умер. Конец. Финита.
На обломках старого, разрушенного, рождается новый мир. Рождается человек в его экзистенциальном понятии. Сартр писал, что «человек первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога». Хенрик сделал свой выбор, создал себя, выстроил будущее. Следование традициям оказались для него важнее родителей, друга, важнее человеческой жизни. Но вполне может статься, что та новая действительность, им созданная, всей своей массой обрушится и подгребет под себя создателя.
Фото Юлии Смелкиной
Алла Травкина - студентка театроведческого факультета ГИТИСа. Курс Бориса Любимова, alla.trawkina@yandex.ru