Анастасия Казьмина
«Странный народ эти взрослые», сценическая фантазия Сергея Дьячковского по мотивам повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Театр Ленком
Белое полотно с рукописями Экзюпери, покрывающее всю сцену, до начала спектакля напоминает таинственную волшебную шкатулку, которая ещё не заработала. В зале гаснет свет, в шкатулке, вероятно, поворачивается ключик, и юные зрители на два часа отправляются в космическое путешествие.
Как Лётчик показывал при знакомстве с человеком рисунок удава, проглотившего слона, так и отношение человека к книге Экзюпери может многое сказать о его внутреннем мире, о его личности. «Маленький принц» - книга о вере, о вере в чудо. Без этого состояния, как не изворачивайся технически, спектакль не поставить. К счастью, режиссёр Сергей Дьячковский и сценограф Юлия Михеева в закрашенной шляпе всё же видят удава, проглотившего слона.
В глубине сцены появляется самолёт, падающий на землю, из него выходит маленькая фигурка Лётчика и постепенно приближается к авансцене. Пространство спектакля Дьячковского, как уже было сказано, волшебная шкатулка, состоящая из 3D-экрана и живых её обитателей. Виртуозная работа сценографа создаёт ощущение, что актёры в пространстве этой 3D-шкатулки существуют так же гармонично, как виртуальные птицы и баобабы. Спектакль напоминает нарисованный очаг Буратино, ведь пустынная дорога, уходящая вдаль, ведёт отнюдь не в кулисы театра, а куда-то дальше.
Лётчика играет Евгений Герасимов. Его Робот Вертер (герой кинофильма "Гостья из будущего"), вероятно, всё-таки не погиб, а продолжает жить в таких работах актёра о преданной дружбе и настоящих чувствах. Сам Маленький принц в спектакле Дьячковского очень разный. Режиссёр находит необычное объяснение, почему в книге Маленький принц никогда не отвечал на вопросы и всё время говорил обрывками фраз. Перед Лётчиком появляется маленькая, хрупкая голограмма. Она постоянно исчезает и возникает в другом месте, а потом снова пропадает.
Одна из ключевых сцен спектакля – сцена соединения нереального мира с миром живых людей. Свой шёлковый платок, который до этой минуты был лишь нарисованным, Принц медленно, словно это важный ритуал, передаёт в руки Лётчику. Он повязывает его себе на шею и тоже становится Маленьким принцем. Разговор с Розой, путешествие по разным планетам играет Евгений Герасимов - Летчик-Принц. Прекрасная, умная метафора, дающая возможность для бесконечных трактовок о том, что «Маленький принц» - книга без возраста, и всю свою жизнь человек проходит через определённые этапы, похожие на планеты короля, дельца, фонарщика. На какие-то события в жизни всёе же стоит смотреть только глазами ребёнка. Хотя можно и просто сказать, что принц-голограмма, путешествие на птицах - всё это был лишь мираж, видение Лётчика, мучимого жаждой.
В мистической сцене с баобабами, словно чернильными пятнами растекающимися по всему пространству и захватывающими его, становится ясно, что спектакль Дьячковского - для широкой аудитории. Детей захватывает зрелищность растущих баобабов-монстров, а взрослые размышляют о баобабах-страстях, разъедающих человеческую душу, словно сорняки.
Кроме Евгения Герасимова в спектакле заняты только два артиста: Алексей Поляков и Татьяна Збруева. У Алексея Полякова постоянно меняется роль - то он гордый король, то комичный пьяница, то несчастный фонарщик. Но вся эта, так знакомая современному человеку многоликость, сходится в строгом, завораживающем и пугающе реальном образе змеи, которую тоже исполняет Алексей Поляков.
Татьяна Збруева - очаровательная, капризная и забавная Роза и милый, добрый, мудрый Лис, который нежно, бережно, пугливо танцует с Маленьким Принцем. Это и детская игра в замедлённой съёмке, и пластический этюд на тему «Приручить… А как это?»
Замечательно монтируются сцены во время путешествия Маленького принца. Одинокая фигура на фоне космоса, в котором плывут, меняются, закручиваются в безумном круговороте кометы, звёзды, планеты и детский голос: «Странный народ эти взрослые»… В этих связках между сценами передаётся чувство тревоги, не покидающее нас на протяжении всего спектакля, потому что очень страшно вдруг увидеть вместо барашка ящик с дырочками и однажды не услышать звёздного смеха.
Когда Змея и Маленький принц уходят вдвоём вглубь сцены, девочка в партере стала спрашивать: «А куда они уходят?»… Авторы спектакля дают вполне ясный ответ. На авансцену выходят Татьяна Збруева в костюме Розы и Алексей Поляков с завитушками барашка, а вдалеке на своей планете виднеется Маленький принц. Такой финал - не наивная надежда на лучшее, это умение видеть и чувствовать возможность чуда. Актёры внимательно вглядываются в зал, словно своими мудрыми улыбками хотят ещё раз повторить слова Лиса: «Люди забыли эту истину, но ты не забывай!»
Анастасия Казьмина - студентка второго курса театроведческого факультета ГИТИСа, мастер курса - Анна Степанова.