Александра Краско
"Ветеран. Несуществующие главы романа «Идиот»". Театральная Касталия Человек Играющий – Волшебный Мир и Божественная Среда. Тренер: Клим. Спектакль был показан на фестивале моноспектаклей "Solo" в Боярских палатах СТД РФ.
Моноспектакль Степана Мощенко по тексту Клима «7 дней с Идиотом» – экзистенциальный монолог о сущности и цели бытия. На протяжении трех часов странный человек с нелепой фамилией Фердыщенко, замотанный в смирительную рубашку, бродит по лабиринтам Боярских палат, пытается ответить на вопрос, кто он, откуда пришел и зачем вышел на сцену, какое послание он может передать зрителям.
«Ветеран» – IX глава из большой книги Клима «8 из числа 7, или 7 дней с Идиотом», которую он посвятил своему учителю Анатолию Эфросу. Клим создает несуществующие главы романа Достоевского и разгадывает загадки мира не через психологию героев Достоевского, а через метафизику среды, через философию, через Священное писание, через возвращение к вечным вопросам бытия. Клим обращается к малозаметному персонажу Фердыщенко, «ветерану тех кровавых, революционных событий», которые произошли в романе. Но события служат всего лишь точкой отсчета для того, чтобы углубиться в собственное «я», в подсознание, и найти ответ или, может быть, поставить вопрос. Фердыщенко «воскресает» в плоти и крови, и вот перед нами уже не персонаж, не актёр, играющий персонажа, а живой человек. И этот живой человек за короткое время проживает на сцене целую жизнь, мы следим за каждым его шагом, поворотом головы, следим за тем, как на кончике языка возникает звук и превращается в слово, а слова складываются в предложения. Самое важное в спектакле происходит в паузах, в тишине, в неуловимом мгновении настоящего. Степан Мощенко произносит слово и смотрит, как рожденное слово начинает жить собственной жизнью, как на звук откликается пространство, светотень, как звук падает в глубокий колодец, чтобы навсегда исчезнуть. Мы видим, как у человека мучительно рождается мысль, как мысль обретает форму. Отказываясь от сюжета, от действия, от персонажа, Клим создает метапространство, которое пульсирует от малейшего слова, жеста, движения.
Атмосфера определяет правила существования на сцене. И только уловив атмосферу, невидимую нить, натянутую между небом и землей, актёр может вступить в пространство и произнести первое слово.
Первые пять минут на сцене ничего не происходит. Только слышен стук проходящего поезда, тихое звучание украинской народной песни да непрестанное тикание часов – образ навсегда застывшего времени. Об этом моменте настоящего говорил Хайдеггер в «Бытии и времени», определяя его как Dasein, Тарковский называл это мгновение «запечатленным временем», а сам Клим определяет свой театр как «Present continuous tense – настоящее длящееся время».
Сцена окутана дымом, видно, как клубы дыма серебрятся в луче света. Свет становится действующим лицом в этом пространстве не-деяния. В глубине сцены, под низкими сводами Боярских палат светом очерчено окно. Окно как портал в другое измерение, в измерение метафизики и сновидений. Фердыщенко приходит из этого квадрата света, чтобы в конце исчезнуть в нем, раствориться среди зеркал, теней и отражений.
Отсутствие актера в начале спектакля дает возможность почувствовать присутствие невидимого, неосязаемого. Пустое пространство, через которое движется человек, – вот и весь театр. Монолог Фердыщенко – размышление о безумии и мудрости, о прошлом и будущем человечества, о болевых точках нашего времени технического прогресса и кассового успеха, о призвании и служении. Фердыщенко вновь возвращает нас к гамлетовскому вопросу, формулируя его так: «Что мне делать с собой, с Фердыщенко, вот в чем вопрос».
Фердыщенко мелом чертит на доске линию координат человеческой жизни начиная от Рождества Христова и констатирует факт деградации человека. «Человечество мельчает», и очень может быть, что «через каких-нибудь тридцать сорок миллионов лет напротив меня в зале будут сидеть динозавры». Мудрость с привкусом горечи. Но пока есть еще думающие люди на Земле, надо успеть рассказать им о самом главном: о Божьей любви к каждому человеку, о жертве Христа, о том, что «Бог есть закон», что «на жизнь надо смотреть как на подвиг души своей», что вся жизнь заключена в этом акте познания, мира, Бога, человека. Фердыщенко говорит о дерзновении, о вере и доверии Богу, напоминая зрителю известные строки из послания апостола Павла, что «мудрость мира сего есть безумие перед Богом». И в этом безумии вся суть. Обретая безумие перед Богом, становишься сумасшедшим перед людьми. Но такова доля многих творцов.
Клим доводит не-деяние до предела. Фердыщенко забирается под кровать, чтобы уснуть и видеть сны, в которых воскресает детство, фольклорные песни, сны о вечности. И чтобы дотянуться до вечности, Фердыщенко встает на цыпочки и слушает через большие наушники звуки иного мира: до нас доносятся слова молитвы из последования Литургии в исполнении Дивны Любоевич. И то невидимое, что присутствовало на сцене все время, вдруг обретает еле уловимые черты.
Сквозь невесомую ткань текста иногда можно услышать отголоски романа. Тени Идиота, Настасьи Филипповны, Рогожина бродят где-то рядом, а Фердыщенко на какой-то миг приближается к ним, смотрит на эту сумасшедшую историю со стороны, параллельно протягивая нить своей, неудавшейся, никчемной жизни «хорошего человека», который ничего по-настоящему ценного не сделал. Через размышления о своей судьбе Фердыщенко приходит к осознанию трагедии разума, эти последние два слова он пишет крупными буквами на доске. Вопрос «что я?», обращенный к самому себе и к зрителю, так и остается без ответа.
Клим выстраивает мизансцены с ювелирной точностью, каждая из них становится картиной, тайный шифр которой можно разгадывать бесконечно. Задавая несчетное количество вопросов, Клим не спешит с ответом. Ответ должен прийти к каждому человеку в свое время. Театральная Касталия является школой для актеров и не актеров, территорией познания: себя, другого, жизни и театра. "Познай себя" – так звучит надпись на храме Аполлона в Дельфах, в том месте, где находится кастальский источник для всех ищущих вдохновения.
Фотографии предоставлены пресс-службой ТЦ "На Страстном"
Александра Краско - студентка 4 курса театроведческого факультета ГИТИСа, публиковалась в журнале "Сцена", Театрал Online, в "Прописи". aleksandra_krask@mail.ru