Азалия Балгазина
"Оболочка" Айшыла Акшехирли, реж. Минэ Черчи, театр Galata Perform, Стамбул
Современный турецкий театр Galata Perform расположен в центре Стамбула в районе Бейоглу. Художественный руководитель — Йешим Озсой (Yeşim Özsoy). Открылся театр в 2003 году как небольшая экспериментальная площадка под девизом: «Мы открыты всему новому», но тогда еще без четкой художественной программы (в 2004 году состоялся первый показ для зрителей), сегодня Galata Perform стал одним их самых новаторских, концептуальных центров современного искусства Турции. Группа единомышленников организуют здесь встречи, концерты, презентации, выставки современного искусства, перформансы, лекции, курсы, различные художественные акции. В 2006 году стартовал проект «Новая драма, новый театр», открывший для Турции новые имена не только местных авторов, но и драматургов разных стран. В 2009-10 годах проект поддерживался Агентством европейской культурной столицы (Стамбул), благодаря чему расширилась география участников и произведения пятнадцати авторов из восьми стран (Испания, Иран, Румыния, Греция, Италия, Португалия, Великобритания) были переведены на турецкий язык. Начиная с 2011 года и каждый год, с ноября по январь, семинары проводят местные драматурги, режиссеры, актеры, затем приглашаются зарубежные авторы. Определившись с темой, совместно с участниками начинают работать над созданием пьесы, после чего из всех написанных работ, выбираются пять лучших для сценического эскиза и в мае показываются зрителям и театральным экспертам. Есть и свои серьезные успехи, например, на Берлинском фестивале "Театртреффен" в рамках семинара по новой драматургии был показан спектакль «Город» («Кasaba») Хусейна Тахмазы (Hüseyin Alp Tahmaz). Две пьесы «След» («Iz») Ахмета Озбудака (Ahmet Sami Özbudak) и «Скала Турции» (“Türkiye Kayası”) Фехиме Севен (Fehime Seven) победили в конкурсе драматургов и театральном фестивале молодых авторов Heidelberger Stückemarkt (Хайдельберг, Германия) и в форме эскиза представлены на суд зрителям.
Из репертуара Galata Perform удалось посмотреть спектакль «Оболочка» («Kabuk») Айшыла Акшехирли (Ayşıl Akşehirli) в постановке режиссера Минэ Черчи (Mine Çerçi), может быть, не самый лучший в художественном отношении спектакль. Однако, это популярная постановка театра с многочисленными отзывами турецких зрителей. Мужчина (Бурак Сафа Чалыш – Burak Safa Çalış) и Женщина (Ипек Эрдем — İpek Erdem и Эсса Яшар – Essa Yasar) живут в соседних квартирах, отделенные друг от друга лишь тонкой стеной. В одинокой квартире каждого из них протекает однообразная, рутинная жизнь, целиком и полностью состоящая из набора доведенных до автоматизма и ритуала процедур. Мы видим героев на протяжении нескольких дней, утром перед работой: подъем, умывание, завтрак - и вечером, уже после работы: ужин, телевизор, разговоры по телефону, скайпу и подготовка ко сну. Спектакль почти беспредметный, больше пластический, свои действия актеры обозначают жестами под шумовые эффекты (компьютер, телефон, пылесос, фен, блендер). Стена воображаемая, в декорациях ее тоже нет, как и нет самого сценического оформления (всего лишь коврики на полу). Софит высвечивает то Мужчину, то Женщину, и их двоих лишь в минуты осознания ими, что кто-то есть за стеной. Это типично городские жители, живущие строго по графику и представители своего времени, так тщательно заботящиеся о своей телесной форме, «оболочке». Мужчина непрестанно любуется собой в зеркале, делая комплименты своему отражению, бравирует своей мускулатурой перед другом в скайпе, женщина питается лишь смузи и неутомимо ухаживает за своим лицом, телом и так изо дня в день. Словно роботы, их движения запрограммированы, безошибочны. И только ночная тишина позволит им, так поглощенным собой, почувствовать присутствие «другого» в своем пространстве. Первое знакомство смешно и банально: она услышит его звучный храп и с трудом уснет. Постепенно все эти шорохи, звуки, отголоски разговоров или его песен, пробивающиеся сквозь стену войдут в их повседневность и станут такими же необходимыми, как и постоянное прикладывание уха к стене. Они начнут ждать все эти звуки из жизни другого, «ловить», домысливать, фантазировать, бросать друг другу фразы, а потом и разговаривать сквозь стену. Казалось бы, нет ничего проще, чем позвонить соседу в дверь, выяснить все на месте и не занимать столько сценического времени, искусственно интригуя и усложняя такую простую житейскую ситуацию. Но авторы на этом парадоксе и делают свой, так скажем, идейный акцент. Современные мужчина и женщина, сосредоточенные только на себе, не способны решиться, каждый находится в своей «оболочке», они рядом, но между ними «стена», воздвигнутая из элементарной трусости, эгоизма, что и обрекает современного человека на одиночество. В аннотации к спектаклю приведены слова известного американского психолога Ролло Мэя: «Человеческая близость требует мужества, поскольку неизбежно связана с риском», и это объясняет нарочито подробное выстраивание режиссером длительного и утомительного, схожего с психотерапевтическим сеансом процесса обретения мужества и переключения внимания героев от себя «любимого» к другому человеку. Мы видим, как постепенно эгоцентризм и нарциссизм героев смещаются и начинают уступать пониманию, что тебе интересным и просто необходимым становится другой человек, живущий рядом с тобой, за стенкой. Одиночество становится невыносимым. В финале долгожданный звонок в дверь все же раздается. Хочется верить, что, открыв наконец-то дверь, они сделают шаг навстречу друг другу, смогут выйти из своего привычного замкнутого пространства и «стены» между ними не будет.
Фото с сайта театра http://galataperform.com/ и из группы театра в Facebook https://www.facebook.com/GalataPerformPage/
Азалия Балгазина родилась в Уфе. Окончила Уфимский педагогический колледж и Уфимский институт искусств. В годы учебы одновременно работала в Русском драматическом театре и Башкирском театре кукол. В 2003-2011 годах работала редактором отдела "Культура" научного издательства "Башкирская энциклопедия", вела раздел "Драматическое искусство". С 2012 года главный специалист отдела информационных технологий и реставрации особо ценных документов Архивного Фонда РБ Центрального архива общественных объединений РБ. С 2013 заведующая музеем Башкирского театра драмы имени М. Гафури. azalia78@inbox.ru