Елена Жатько
«Гамлет», Каменский (Днепродзержинский) музыкально-драматический театр имени Л. Украинки, реж. Сергей Чулков
Свой вариант известного произведения представил Каменский музыкально-драматический театр имени Л. Украинки в рамках Х театрального фестиваля «Классика сегодня». В этом году фестиваль проходил с 19 по 25 мая и был посвящен творчеству классиков украинской литературы Ивану Франко, Лесе Украинки и Василию Стефанику. Название фестиваля в Каменском определяет главную его концепцию: современное сценическое переосмысление известных классических произведений. В течение фестивальной недели было представлено одиннадцать спектаклей, география фестиваля охватила города Украины − Киев, Ровно, Кривой Рог, Львов, Черновцы, Запорожье − и Белоруссии, которую представлял Могилевский областной театр драмы и комедии им. В. Дунина-Марцинкевича из Бобруйска.
Полумрак, звук учащенного сердцебиения, а через минуту − завораживающая панорама, которая открывает всю красоту глубокой сцены. Арьер, галерея софитов, лестницы, высокие арки, провода и черная каменная стена − все максимально обнажено. Такая монументальность направлена на подчеркивание космического масштаба той истории, которая сейчас будет разворачиваться перед глазами зрителей. Сразу возникает параллель с опустошенностью главного героя. Потеря, боль, пустота, холод − наполняют все лакуны юной души принца.
Художественное оформление сцены (художник Ирина Кохан) удачно передает эту опустошенность и чувство неравного противостояния стене непонимания, которая отделила Гамлета от всего окружающего мира. Ощущение трёхмерного пространства достигается за счёт трех выраженных «этажей» с лестницами, словно «дантово» восприятие мироздания. Такой приём условно расслаивает сцену на рай, чистилище и ад. По этим лестницам и будет блуждать призрак отца Гамлета. Этот потусторонний персонаж решен режиссером в открытом приёме. На сцене появляется высокая и статная фигура бледного мужчины (А. Вертий), который внушает страх жителем Эльсинора.
В прологе и отдельных сценах появляются артисты бродячего оркестра (Ю. Володина, А. Калинина, С. Махмудов), которые добавляют к общей атмосфере импровизационный характер. Актеры выходят на сцену из дальних кулис, кажутся крошечными куклами на фоне огромного пространства. Подсознательно возникает ощущение, что человек в этой истории − не более чем песчинка на территории пустынной и серой Дании. Среди всех этих марионеток только Гамлет пытается разбить черную стену на мелкие кирпичики, чтобы не быть раздавленным грудой.
Гамлет в исполнении молодого актера Геннадия Василенко исключительности или условности полностью лишен. Это юный интеллектуал и скептик, рационалист и одновременно тонкий лирик. Длинный нос, широко открытые, полные любознательности глаза добавляют определенной поэтичности этому персонажу (игра актера была отмечена на фестивале как Лучшая мужская роль).
Доминантной постановки становится образ Клавдия в исполнении Олега Волощенко, справедливо награжденного дипломом в специальной номинации «За яркое личностное прочтение образа». В сцене монолога-молитвы артист достигает наивысшей эмоциональной точки: натянутые жили на широкой шее, переход на крик − кажется, что актер остается в этой момент один на один с шекспировской трагедией. А в одной из заключительных сцен, где Гертруда (Ирина Чваркова, диплом в номинации «Лучшая женская роль») опустошает бокал отравленного вина, Клавдий Олега Волощенко полностью отстраняется от сцены фехтования, которая разворачивается на авансцене. Он понимает, что конец Гертруды − это начало конца существования его самого. Эта личностная трагедия Клавдия ярко и тонко передана через взгляд, положение тела, интонирование актёра.
Легко, мягко с изысканным аристократизмом рисует образ нежной и полусказочной Офелии актриса Вероника Полевая, получившая диплом в номинации «Лучшая молодая актриса фестиваля». В простом, но одновременно изысканном наряде, эта Офелия пытается направить свою героиню на волну женственности, привлекательности, возможно, и некой искушённости, которая будучи завуалированной, всё же, ощутима в этом персонаже.
Гибнут главные герои, месть осуществлена – пришло время поставить точку... Мир живых, режиссер условно отделяет от зрителя − все они находят свое место в глубине сцены. А в центре, на специально установленном помосте, где располагался королевский трон, теперь мир исключительно мертвых. Время опускать занавес, но... Твердой, уверенной походкой появляется Призрак, который спокойно и уверенно подходит ко всем убиенным. Этот гость из потустороннего мира, воскрешая их, готовит к суду Божьему, к тому самому суду, от которого смерть не спасает. Эти смиренные, тихие фигуры, безмолвно всматриваются в зрительный зал − теперь вместе, на маленьком клочке сцены, им остаётся только ждать.
Жатько Елена – театровед. Окончила Харьковский университет искусств им. И.П. Котляревского (2015), студентка магистратуры Харьковской академии культуры. Занимается изучением истории сценической интерпретации драматургии Генрика Ибсена в театральной культуре; инсценировкой и переводом произведений украинских модернистов.