Дарина Копанцева
"Старший сын" Александра Вампилова, Кировский драматический театр, реж. Константин Солдатов
Задолго до начала спектакля внимание зрителей приковывает оформление сцены (сценограф Елена Жукова, Санкт-Петербург), на которой расположены три линии железнодорожных путей с семафорами, предупреждающими о приближении поезда. В глубине сцены - металлический круг, подсвеченный голубым прожектором. Сначала кажется, что это циферблат вокзальных часов. Приглушенные звуки вокзала дают подсказку зрителям о том, где же условно будет происходить действие.
Герои один за другим начинают прибывать на "вокзал". Мы видим Бусыгина, роль которого превосходно сыграл Сергей Пахомов, его друга Сильву в исполнении Владимира Шишлянникова. Здесь же, на вокзале, параллельно происходит встреча молодого влюбленного Васеньки Сарафанова с неприступной дамой средних лет Макарской. На перроне и главный герой Сарафанов-отец: он возвращается с похорон, на которых играл, – но пока это тайна для родных. Сцены происходят одна за другой, плавно переливаясь, - это словно отлаженный механизм движения поездов. Мизансцены вспыхивают перед зрителем, как семафоры. Три платформы, которые передвигают сами персонажи, поочередно выезжают на передний план, и каждая становится чьей-то квартирой, комнатой. Недовольный шумом сосед неожиданно появляется из осветительской ложи, и оттуда выкрикивает слова негодования.
Вот Сарафанов, его «младший» сын Васенька (в исполнении актера Павла Каныгина) и дочь Нина, роль которой играет Марианна Узун, на кухне, как и принято, отмечают возвращение неожиданно объявившегося «старшего сына» Бусыгина. Эта кухонька расположена даже не на сцене, а в небольшом пространстве перед ней, прямо у первых рядов партера. Возникает ощущение, что зритель сам находится в доме и принимает участие в спектакле. Это удачное режиссерское решение помогает разрушить «четвертую стену». Благодаря такому соучастию зритель задается вопросом, как могли Сарафановы поверить в наглую ложь, еле прикрытую удачно подслушанной жизненной историей? Иногда герои уходят в другие пространства «квартиры»: прямо под сцену, словно в чулан тайн этого странного семейства.
Постепенно секреты выходят наружу – мы узнаем, что Вася и Нина собираются покинуть отчий дом. Сарафанов остается один со своей несбывшейся мечтой о карьере музыканта. Раскрывается секрет - поднимаются над сценой, словно сломанные, рельсы. Создается ощущение, что это вовсе не рельсы, а решетка клетки, в которой находятся все герои. Это клетка семейных обид и упущенных возможностей. Находясь на эмоциональном пике, герои выходят в зал, в проход между рядами, и зритель чувствует их переживания.
Но страсти утихают, и наступает день. Металлический круг окрашивается в желто-оранжевый цвет, и теперь становится понятно, что это были и часы, и луна, а теперь - солнце. Скамья вокзала - плетеная полусфера, похожая на гнездо, в котором рассуждают о жизни настоящей и будущей, кажется, влюбленные друг в друга Нина и Бусыгин. Любовь тяготит Владимира, ведь придуманная легенда о брате запрещает ему быть откровенным. Здесь же происходит свидание Макарской с наивным, но решительным Васенькой. В последний раз роковая женщина ранит чувства юноши, тем самым возрождая в нем мысли о побеге. Рядом мы видим силуэт фортепиано, сплетённый из тех же веток, что и гнездо. Но фортепиано имеет лишь каркас, а внутри оно пустое, словно лелеянная когда-то, но несбывшаяся мечта о музыке главы семейства. И вот, когда каждый из героев готов забыть обо всем и уйти навсегда подальше от семьи, раскрывается главный секрет "отца и сына". Признание Бусыгина должно бы разочаровать Сарафанова, ведь старший сын стал еще и любимым, но сам Бусыгин не дает этому случиться. Здесь каждый нуждался в Бусыгине, способном спасти всех от ошибок, каждому нужен был старший брат или сын. Точно так же продолжают двигаться платформы, герои, рельсы, и в этой симфонии разрешаются семейные неурядицы. На поклон актеры выходят сквозь поставленные на дыбы пути, и мы думаем, вот они - герои, которые провели своих персонажей через терни лжи и чувств и помогли найти им выход из этой суматохи жизни.
Фото Светланы Ботевой и Алексея Лихачева.
Дарина Копанцева – ученица 11 класса Вятской гуманитарной гимназии. Родилась и живет в Кирове. darinakopka@mail.ru