Татьяна Боева
"Homme|animal", компания «Vendetta Mathea & co» (Франция). Показ на фестивале "Царь-сказка" в Великом Новгороде
Программа прошедшего в последнюю неделю апреля в Великом Новгороде фестиваля детских и юношеских театров «Царь-сказка» обрадовала разнообразием. Представлены были чуть не все возможные в этом сегменте жанры, от вполне традиционных и привычных до тех, которые можно приравнять к театру для юных весьма условно. Хотя… Может, именно так и можно привить аудитории вкус к contemporary в театре.
В условно называемом разделе «современный танец» в числе прочих был привезен спектакль «Человекозверь» / "Homme|animal" французской танцевальной компании «Vendetta Mathea & co».
Как не постоянный зритель contemporary dance, смотрю его скорее с любопытством стороннего наблюдателя, чужака. Но одной из черт, неизменно заставлявших приходить и разбираться в привлекательном и малоизведанном для меня явлении, всегда была телесность. Завораживающая физическая, почти физиологическая энергия движения, живого человека на сцене – почти наркотик.
Перед показом можно было долго наблюдать за разминкой исполнителей, проводимой прямо на сцене. Люди, медленно двигающиеся в кругу, напоминали жрецов неведомого культа, общающихся между собой через язык тела. Производило это впечатление странного ритуала, до которого тебя совершенно случайно допустили. От эффекта наблюдения, «замочной скважины» становилось волнительно, было чуть неудобно в качестве непрошенного гостя. Что-то мистическое, непонятное, но явно восходящее к пракорням театра и от этого притягательное. Своеобразный пролог был многообещающим.
Показ начинала прекрасная речь основательницы компании Вендетты Матеа. Она говорила о своей идее существования в любом человеке животного, природного начала, о двойственности натуры. Что в каждом из нас сочетается условно «нравственное», рациональное, человеческое и необузданное, низменное, звериное. Этим и объясняется название, которое с трудом перевели без потерь на русский. Оригинальное название уже на уровне оформления предполагает равноправие частей, человек и животное должны уживаться и создавать гармоничный союз.
Три молодых танцовщика буквально извивались под пение Вендетты, напоминавшее звуки тропического леса и шаманские заклинания. Странно, но "нетелесный" звук спектакля произвел самое чувственное впечатление. В этом был какой-то посыл властности, управления. Инстинкты инстинктами, но они, на первый взгляд, неподдающиеся и непокоряемые, нарочно отпущенные на свободу и торжествующие в ней, четко подчиняются какому-то неведомому импульсу. Еще более древнему и мощному. Казалось, что «музыка» связывает исполнителей, становится проводником между ними и одновременно ведет себя как кукловод, аккуратно, но уверенно дирижируя происходящим. Вендетта, находившаяся почти что вне поля зрения зрителей, напоминала прародительницу, всеобщую мать или иной мифологический персонаж, наделенный неограниченными возможностями контроля.
Сам же танец, несмотря на все обещанные посылы, оказался для меня скорее событием визуальным. Живые картины, идеально выверенные, от красоты которых захватывает дух. Но красота эта холодная и отстраненная. Совсем удивительный опыт был со сценами «на расстоянии вытянутой руки». Странно, но находясь буквально в каких-то двух метрах от исполнителей, не чувствовала элементарного их присутствия. Три человека совсем рядом рассказывают о сильных физических вещах, при этом кажутся далекими и бестелесными. Будто смотришь видео. Контакт был, но как с хорошей, но не гениальной фотографией. Эстетично, не трогает ни мозг, ни душу.
Может, именно доли непредсказуемости, растрепанности внутри самого танца и не хватило. Здесь же – только звук и сверхкрасивое изображение, которое почему-то оказалось живым. Гуттаперчевые танцовщики, движущиеся так, будто у них совсем нет костей, сами по себе похожие на полубожественных существ. Невероятная Вендетта, будто специально придуманная, сошедшая со страниц мифов. Может быть, это лишено изъянов настолько, что не воспринялось как реальность. Инстинкт, пропущенный через многочисленные фильтры и представленный в слишком приличном виде. Как будто из фоторедактора, исправленная природа. Слишком хорошо, чтобы быть правдой. А снимком – вполне.
Татьяна Боева - студентка 1-го курса театроведческого факультета Российского университета театрального искусства (мастерская Е.Ю. Карась). Текст появился в рамках лаборатории молодой критики, проводимый в Великом Новгороде Алексеем Гончаренко и СТД РФ. tatianaboeva@yandex.ru
Видео:
http://www.youtube.com/embed/eeCDt3snPIQ
http://www.youtube.com/embed/hZkxLcm54vA