Татьяна Слаутина
Беседа с Евгением Ткачуком
Имя актера Евгения Ткачука сегодня у многих на слуху. Он запомнился зрителям по таким фильмам, как «Зимний путь» и «Метаморфозис» Сергея Тарамаева и Любови Львовой, «Тихий Дон» Сергея Урсуляка, «Бесы» сразу в двух интерпретациях, «Жизнь и приключения Мишки Япончика». Он успевает и сниматься в кино, и снимать его. Играет в спектаклях Театра наций и на независимых площадках, но мало кто знает, что у Евгения есть свой театр. И не просто театр, а конный театр «Велесо». Это давняя мечта, которая шаг за шагом становится все более реальной.
- Евгений, что такое конный театр «Велесо»?
- Тут все-таки важно уточнить - это не просто конный театр, а конно-драматический театр. Драматургия в представлениях, двигателем которой должны быть кони. Мы хотим объединить вокруг себя актеров, режиссеров, художников, музыкантов, дрессировщиков! Это творческий союз человека и лошади.
- Как появилась эта идея?
- Где-то между первым и вторым курсом, на каникулах дома, в Сызрани, мне посчастливилось впервые повстречаться с этими животными. Мне тогда было восемнадцать лет. Меня попросили сделать маленькую конную сценку, что-то вроде боя на конях. В итоге мы сделали 45-минутное действие, с участием пятидесяти детей с округи. Было задействовано десять коней и семь спортсменов. За основу мы взяли миф о Троянской войне и дали название спектаклю «Во имя неё». Было интересно. И вот тогда меня очень заинтересовало это сочетание: драматического театра, людей и коней - самодостаточных артистов. Все вместе работало завораживающе.
- Кони выступают наравне с людьми?
- Да, наравне, а то и ярче, потому как даже визуально человек менее выразителен. И тут главное выстраивать картинку так, чтобы возникало ощущение, что именно конь повествует или действует, а мы с ним либо согласны, либо находимся в конфликте. Я очень рад, что это идея потихоньку реализуется. У нас уже есть спектакли.
- Какие именно?
- «Маленький принц», «Во имя нее» и «Конь казаку всего дороже».
- Лошадь может создать форс-мажорную ситуацию на площадке?
- Да. Любым своим ярким проявлением. Задача актеров-людей - не допускать, трансформировать их в нужном направлении. В последней постановке «Конь казаку всего дороже» есть одна сцена - смерть кобылы-матери. Кобылу выводили одну. И вот интересно, что на спектаклях она от близости с большим количеством зрителей прямо перед собой, от непривычного для нее состояния, начинала волноваться за свое чадо, и в полной тишине, как по команде, каждый раз раздавался требовательный призыв жеребенку срочно подойти и быть рядом! Это создавало напряжение и атмосферу сцены, будто кобыла чувствовала приближение смерти. И таких незапланированных проявлений возникало много. На актера-человека здесь возлагаются функции хитрого дрессировщика, а это работа не одного года. Думаю, что для создания такой труппы необходим целый курс, а то и институт. В этом смысле из всех известных дрессировщиков лошадей, ближе всех подобрался к выходу в театральное пространство Бартабас с конным театром «Зингаро». Вот где театр!
- Название «Велесо», оно откуда взялось?
- Есть такой славянский бог Велес – скотий бог и покровитель всех поэтов и музыкантов. И для меня все стало так понятно и просто - скотий бог, музыка и поэзия. Так родилось название «Велесо». Получается Велесова колесница - конный передвижной театр.
- А где твой театр располагается? Куда можно прийти и посмотреть спектакли?
- С недавних пор у нас наконец-то появилось замечательное постоянное место базирования, отвечающее всем нашим запросам. Находится оно под Санкт-Петербургом. Открытая площадка, окруженная лесом. Это будет очень красиво, когда мы все там обустроим. У нас очень большие планы: мы хотим построить конюшни, левады, и конечно, самое главное – сцену, без которой нет театра, и зрительный зал.
- Нужны немалые средства для этого.
- Да! Это сейчас наша главная задача. Нужны серьезные спонсоры. Я открыт для сотрудничества. В марте мы запустили проект на краудфандинговой площадке, где мы изложили нашу концепцию. Взамен на финансовое участие мы предложили различные акции, которые может приобрести любой желающий.
- А где сейчас твои лошади?
- В распоряжении нашего театра три рысака: Медовый, Валдай и Гротеск. Находятся они на данный момент в станице Вёшенская Ростовской области. Медовый - жеребец с очень хорошими кровями, но у него болезнь иноходца. Это когда в галопе и на рыси конь выкидывает не по одной ноге как принято, а выбрасывает сразу две левых, потом сразу две правых. От этого всаднику не так просто поймать удобное положение, его сильно кидает то влево, то вправо. Сам по себе конь отзывчивый, добродушный, игривый. Очень любит бегать за своим хвостом.
Гротеск, видимо отвечая своей кличке, очень выразительный и аристократичный конь. У него грациозная рысь, как будто он тянет пальчики на ногах. Глаза у него красивые, на восточный манер - как будто подкрашены черным карандашом. Но характер норовистый, и, если пропустить его самовольные выходки, он может «сесть на голову». При этом тоже безумно любит поиграть и ничего не боится. Может быть хорошим трюковым конем.
Валдай – это человек в облике коня. С ним нужно правильно работать, в основном дрессурой, потому что он к ней очень способен и может делать сумасшедшие вещи. Готов отдаться работе на все сто. Понятливый, слушающий, трогательный... Бесконечный конь!
- Маяковский сказал: «Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». А какая ты лошадь?
- Я, как и все мои три коня - лошадь-путешественница. И не могу я долго на одном месте сидеть. Мне всегда очень важно сменить место действия, и тогда я начинаю адекватно воспринимать мир, а когда я сижу в одном месте, то я начинаю подстраиваться к ситуации. Мне кажется, надо менять обстановку. Только движение дает внутренний заряд. Мысленный процесс не останавливается, а ты сам развиваешься.
- А конный театр интересен сегодняшнему зрителю?
- Думаю, что людям это интересно, а главное они вспоминают об истинных отношениях, построенных на уважении и любви. Кони – очень эмоциональны, и зритель, кроме энергии, получает и эмоциональный заряд. Работает безотказно.
- Доверие лошади сложно завоевать, чтобы конь чувствовал тебя, и делал то, чего ты хочешь?
- Да, это сложная задача. Конь должен понимать, что он тебе нужен, что ты не просто человек, приходящий раз в неделю: погладил его по мордашке, потом надел на него седло, затянул его по уши и с жесткой уздечкой выехал на поле, сделал два галопа и вот - это мой конь. Нет! Это ежедневная работа, это подобно воспитанию ребенка. Ты должен понимать характер этого ребенка: что ему нравится, а что нет. Понимать, насколько он трудоспособен, нравится ему играть или нет. Есть такие характерные лошадки, например, которые первым делом начинают играться с тобой. А есть лошади, которым это неинтересно. К каждой нужен свой подход, правильным будет набирать на каждый спектакль отдельных персонажей-лошадей.
- Каким образом?
- Для «Маленького принца» нам нужен был конь на роль Лиса. Это был очень важный момент - должна была быть работа на свободе, без уздечки и без седла. Свободный конь, который прибегает, встречается с мальчиком – Маленьким принцем, и они начинают друг за другом бегать, играть, дурачиться вместе. Такая детская, немного чудаковатая игра. Для этого не подойдет серьезный конь, который завоевал, к примеру, три медали по европейскому конкуру. Это должен быть по духу почти ребенок. И у нас был такой рыжий коник, арабчонок, невысокого росточка, не сильно выше нашего мальчика, которого играл Павел Акимкин (артист Театра наций). Конь был непосредственным и непредсказуемым во всех своих действиях, очень интересующимся. Он мог подбежать к человеку и начать его изучать, потом на каком-то действии развернуться и убежать в другую сторону, сделать круг и опять подбежать. Это был настолько харизматичный конь, что человеку оставалось только пристроиться к нему.
- Так он приручал к себе?
- Да, и это было очень здорово. Это одна из тех волшебных сцен, которая меня даже на репетиции до слез доводила. Я не понимал, как это происходит?! Смотреть на это можно было бесконечно, потому как это и был чистейший диалог человека с природой, который происходит здесь и сейчас, на твоих глазах.
- А где проходил этот спектакль?
- В сызранском конноспортивном клубе «Виола». «Маленький принц», как мне кажется, очень выгоден в конном театре, именно потому, что темы там очень точные: о любви и взаимоотношении человека с природой. О любви нестрастной, непотребительской.
- В Шолоховских конюшнях ты поставил спектакль «Конь казаку всего дороже», о котором уже упоминал. Расскажи о нем.
- Это спектакль о крепкой дружбе, о честных отношениях человека и коня. Они всегда вместе: от рождения и до самой смерти. Эта история придумана за полтора дня вместе с Санатом Беркаливевым, который работал каскадером на съемочной площадке «Тихого Дона». Сначала просто оговорили конный потенциал, потом стали придумывать сцену за сценой, написали текст, начали репетировать. В какой-то момент поняли, что у нас должен быть музыкальный ансамбль, и мы нашли замечательный коллектив – «Православный Дон» в соседней станице Боковская. Они сами предлагали: «Давай я проскачу на коне и спою»!
- Твои кони участвовали в съемках «Тихого Дона»?
- Да, участвовали. Теперь жалею, что не перевез их к самому началу съемок, потому что это была бы уже совсем другая их наработка в кино. Они участвовали только в последнем съемочном блоке. Но даже за это время они умудрились засветиться, показать себя на все сто процентов. В какой-то момент даже подменяли главных героев-коней. Медовый очень здорово проявил себя как конь-тяжеловоз. Это хоть и рысак с кровями победителей, но показал он себя как очень мощная тягловая лошадка - проходил по таким сугробам, что непонятно, как он вывозил полные сани людей с камерами и со всем оборудованием. Герой!
- Какие еще есть идеи у театра?
- В планах спектакль «Холстомер» по повести Льва Толстого. Следующий шаг - спектакль «Кругом возможно Бог» по обэриутам – вот это должна быть феерия. Здесь главный герой – поэт, который во все времена является совестью народа. Спектакль, который должен стать флагом, знаменем творческих людей в России, в мире, в общем, везде, куда он сможет дойти, если появится.
- Если бы у тебя была возможность задать вопрос лошади, о чем бы ты ее спросил?
- Лошадь настолько чистое и бескорыстное существо, которое попадает в капканы человеческие и мучается, но терпит. Что бы я спросил? Я бы попросил прощения, я бы за всех извинился.
Фото Наталии Пяткиной
Татьяна Слаутина - студентка театроведческого факультета ГИТИСа (курс Бориса Любимова). tatjana-slautina@rambler.ru