Полина Ротштейн
«Бежать» Валерия Шергина, «The Театр», реж. Руслан Абраров, Уфа
— Закрыв глаза и посмотрев на свет,
на белый свет, продольный и огромный,
скажу: — Мне было шесть,
а стало тридцать шесть,
а что там между — я уже не помню.
(Дмитрий Воденников)
Уфимский проект «The Театр» представил премьеру спектакля «Бежать» по одноимённой пьесе Валерия Шергина. Режиссёр Руслан Абраров вместе с актёрами Анастасией Гайнановой, Тамарой Адамовой и Никитой Калмыковым попытались отыскать ответы на бесчисленные вопросы, поставленные временем, в которых любовь соседствует со смертью, а вера в будущее разбивается о действительность.
Ритмически пьеса Валерия Шергина перекликается с драматургией Ивана Вырыпаева. Автор «Кислорода», «Иллюзий», «Солнечной линии» создаёт произведения, где заложено музыкальное начало. Каждое предложение имеет свой чётко выстроенный тон и подаётся настолько легко, что читать его пьесы всё равно, что мыслить вслух. Валерий Шергин постепенно уходит от этой лёгкости так, что текст превращается в огромный массив, усвоить который непросто. Более того, если в первых строчках ощущается знакомый ритм, и слова проникают в сознание читателя плавно, то впоследствии от мелодики не остаётся почти ничего. В данном случае создатели спектакля «Бежать» сумели найти для этой пьесы необходимый элемент, который заключался в музыкальном оформлении. Именно симбиоз музыки и текста создаёт точную форму спектакля.
Всё происходит на небольшой сценической площадке, у края которой размещаются три микрофона. Остальное пространство занято музыкальными инструментами, примочками, усилителями. Подобное решение не удивляет, ведь режиссёр определил жанр спектакля «Бежать» как «рок-баллада». За музыкальное сопровождение отвечал уфимский коллектив «Мистил», который исполнял песни группы «Nirvana». Тесный контакт актёров и музыкантов позволял ощутить взаимодействие и слияние двух близких по духу жанров.
В спектакле Руслана Абрарова нет декорации, бутафории. Всё самое главное происходит между актёром и зрителем. Задачей каждого исполнителя было максимально передать образ своего героя, владея при этом лишь текстом и собственной интонацией. В рок-балладе «Бежать» световая партитура становится одним из самых важнейших элементов. Свет как выразитель определённой эмоции, атмосферы той или иной сцены также сопряжён с действием актёра, того, о чём тот говорит. Ослепляющие вспышки, багровый всплеск, отражающий сущность героя Шергина Max`а, его тягу к крови, жестокости, мятущиеся лучи – всё это говорит о нестабильности, «неспокойности» героев, их внутреннем противоречии.
В каждом герое бушует стихия, которая не даёт ему уместиться в этом мире, понять его законы, объяснить несправедливость. Отсюда и название пьесы Валерия Шергина - «Бежать». Обозначение бегства присуще так называемому поколению миллениума, представители которого боятся остановиться, оглянуться вокруг себя. Ими управляет жгучий страх не успеть осуществить задуманное. Любовь становится поводом, но не необходимостью. Они знают, что любовь заранее обречёна на разрыв и несчастье.
Бог, о котором говорится в пьесе и в спектакле Руслана Абрарова, больше не является чем-то недостижимым, загадочным, напротив, Он выходит в люди, ведёт с ними диалог. В числе таких счастливчиков - героиня Stu. Возможно, это некая фантазия героини, одиночество которой стало невыносимым. Бог для неё был опорой. Но когда она узнала о гибели Cat, то выбрала «бег», стремление уйти от прошлого, покончить со своей принадлежностью к этому прошлому. И тот, кто постоянно был рядом с ней, заботился и спрашивал: «Как дела?», теперь замолчал. Возникает своеобразная формула: Бог-Бег. Уход от действительности, тяга к реализации собственного счастья взамен на смерть близкого человека автоматически удаляют Stu от Бога.
Каждый актёр является носителем собственной истории, о которой повествует просто, открыто, словно всё это происходит не здесь и сейчас, а в прошлом. Драматург затронул очень болезненную для нынешнего поколения тему любви, которая постепенно превращается в некий символ, миф, «изживаемый» самим человеком. В своём последнем монологе Max (Никита Калмыков) говорит: «Короче… Все такие хотят любви… Ага… Желательно, чтобы великой, тонкой, чувственной и главное… когда говорят про любовь, ещё говорят про свободу. Вот так у них заведено. Они все свободные, но хотят любви…» В этих словах кроется суть пьесы. В любовном треугольнике каждый оказался чужим другому и остался наедине со своими чувствами. Max любит Stu, но ощущение это возникло в нём через Cat. Задаёшься вопросом, почему. Ведь он яро ненавидел ту девушку, которая питала к Stu отнюдь не дружеские чувства. А после убийства он говорит, что полюбил Cat. В сознании Max`а произошёл слом. То, что он не хотел принимать, а именно, свободу человека в любви, теперь постигло и его. Он совершает преступление, но вместе с тем, ломает что-то внутри себя. Осознание того, что убитая им девушка испытывала настоящие чувства к Stu, приводит его к пониманию: полюбить может каждый, независимо от того, к кому он это чувство испытывает.
Долгожданная свобода Stu (Тамара Адамова) оказывается золотой клеткой, прутья которой сдавливают и не дают дышать. Тяжесть в её душе есть нереализованная любовь - то, что дано Богом при рождении. Жажда устроить свою жизнь, добиться успеха – это настоящая цель. Но благодаря актрисе Тамаре Адамовой, тому, как она сумела передать внутреннее состояние своей героини, понимаешь, что Stu, как и многие другие, потеряна в этой жизни. Когда она рассказывает историю о девушке с хора, брошенной мальчиком Сашей, актриса буквально срывается на вопль, а к концу монолога охрипшим голосом произносит: «Этой весной, девочка вышла из дома утром и впервые почувствовала тёплый ветер. Тот самый ветер, который может быть только весной… И она поняла, что скоро уедет…» Это её история, именно поэтому здесь заложено столько боли, которую режиссёру Руслану Абрарову и исполнительнице Тамаре Адамовой удалось нащупать, передать.
В героине Cat (Анастасия Гайнанова) также заключена своя особая любовь. Она испытывает к Stu неземную тягу, не присваивает её себе, не делает собственностью, но любуется ей отдалённо, словно боится потерять. Cat - полная противоположность Max`а. Любовь для него – это обязанность. Чувства этого героя граничат с жестокостью и жёсткостью, которые приводят его к убийству. Свобода героини Анастасии Гайнановой заключалась не в том, что она любила того, кого хотела любить, а в том, что не скрывала этого, не боялась своей «отличности» от других.
После спектакля Руслана Абрарова возникает желание замедлить свой ход и двигаться сообразно течению жизни, потому что, совершив ошибку на бегу, оглянувшись, чтобы исправить её, можно разбиться.
Фото Рустама Имамова
Полина Ротштейн - студентка Уфимского института искусств им. З. Исмагилова на театральном факультете театроведческого отделения (3 курс). polina.rotshteyn@mail.ru