Софья Ефимова
«Арлекин» Пьера Мариво, реж. Том Жолли, Гоголь-центр, Москва
Кабаре, шапито-шоу, сказка наизнанку, где добро не обязательно побеждает зло, а может просто поменяться с ним местами, - такое прочтение Мариво предлагает французский режиссер Тома Жолли на сцене Гоголь-центра. Лаконичный спектакль «Арлекин» (всего 70 минут) по одноактной пьесе знаменитого французского драматурга «Арлекин, воспитанный любовью» (1720) в решении Жолли собирает целый жанровый калейдоскоп, балансируя между комедией, сказкой, фантасмагорией, триллером, нуаром, пародией, кабаре и цирком, но так и не выбирает основной регистр. «Арлекин» Жолли – это сложноподчиненный жанр, части которого подчиняют и подчиняются.
Декорации отсутствуют. Мрачное пространство спектакля соответствует эстетике нуара – правда, с элементами цирка и клоунады. На общем черном фоне сцены выделяется лишь пианино. Вокруг него поет, пляшет и играет свита феи, чтобы взбодрить похищенного Арлекина. Инфернальное логово великовозрастной влюбленной Феи-нимфоманки (Ирина Выборнова) становится все более зловещим – пропорционально тому, как растет ее недовольство, повышается голос и любовная лихорадка. Подвешенные к потолку лампочки, словно индикаторы, фиксируют нарастающее напряжение. Подчиненные феи напоминают героев фильмов Тима Бертона.
Драматургия Мариво – это театр чувства, где главную роль играет любовь. Его герои говорят красивым языком. Их выражения изысканы и так же изящны, как их фигуры. Жолли дает чувству роль животного инстинкта, довлеющего над человеком, превращает героев Мариво в красивых, ведомых импульсом кукол. Это физический, материальный театр. Фея влюблена. Предмет ее страсти – утонченный Арлекин. Исполняющий его Риналь Мухаметов – этакий купидон, похожий на заспанного капризного ребенка. Арлекин скорее годится ей в сыновья, чем в любовники. Арлекин-купидон, очевидно, сознает свою красоту, и герой Мухаметова держится слегка надменно. Он не только не отвечает взаимностью на чувства феи, но и вовсе пренебрегает ей, не понимая, почему вокруг него возникает такая суета. Встреча с пастушкой Сильвией преображает Арлекина до неузнаваемости. Теперь он мягкий, осторожный в выражениях, в нем уже нет былой дерзости.
Правда, Сильвия (Рита Крон), как и фея, получилась у Жолли довольно нелепым, фарсовым персонажем: в очках, кожаной куртке, она скорее похожа на опытную молодую женщину, нежели на юную наивную девушку. В паре с Арлекином-Мухаметовым Сильвия-Крон явно доминирует и рядом с ним выглядит скорее старшей сестрой, чем нежной подругой. Когда на сцену пришла любовь, нуар сменяется карнавалом. Появляются блестки, сцена оживает, и вторая половина спектакля разворачивается на фоне большого полотна, где вышито название пьесы. Влюбленный Арлекин преображается на глазах: теперь он говорит красиво, держится гордо. Но рядом с любовью всегда соседствует ревность. Странный любовный треугольник Фея – Арлекин – Сильвия должен быть разрушен. В Фее говорит уязвленное женское самолюбие и ревность к пастушке – другое сильное чувство, мотивирующее поступки героев у Мариво. Но наивная любовь «детей» торжествует. Хитростью, заговорив Фее зубы, Арлекину удается заполучить волшебную палочку, обрести ее силу и... вероятно, встать на темную сторону. Традиционный хэппи-энд казался очевидным, но капризный Арлекин-купидон вместе с чарами Мерлина приобретает и зловещий облик самого чародея.
Прелесть этой небольшой работы – в соединении сказки и фантазии (художники по свету - Тома Жолли и Лена Перельман), в смешении комедии, пародии, фантасмагории, элементов комедии дель арте и нуара. Актеры, как итальянские лацци, играют, шутят, поют, танцуют, дурачат друг друга и зрителей, не забывая при этом о тонком любовном психологизме, в котором Мариво был истинным мастером. По форме и стилистике «Арлекин» Жолли мог бы напомнить «Красную Шапочку» Жоэля Помра. У Жолли, однако, нуар не доведен до предела, как это было в спектакле Помра. Маниакальная Фея со своей палочкой и любовью скорее смешна. Она похожа то на классную руководительницу, то на воспитательницу детсада, то на героиню фильмов для взрослых.
В 2007 году режиссер и актер Тома Жолли, выпускник Высшей школы драматического искусства при Национальном театре Бретани (TNB), основатель компании La Piccola Familia, ставит во Франции пьесу Мариво «Арлекин, воспитанный любовью». В 2011 году спектакль возобновляется, но с другим актерским составом. Осенью 2014 года Жолли ставит «Арлекина» в Гоголь-центре с русскими актерами. Режиссер не хотел копировать французскую версию одноименного спектакля и, познакомившись с русскими актерами, захотел сделать самобытную работу, учитывая особенности двух разных театральных культур. Мрачно-сказочная стилистика осталась прежней, но именно актеры меняют спектакль, создают новый, каждый раз сыгранный немного по-иному. Спектакль создан при поддержке Французского Института и Посольства Франции в России.
Фото Ирины Полярной.
Софья Ефимова - журналист, филолог, компаративист. Окончила журфак МГУ (2011), магистратуру Сорбонны по сравнительному литературоведению (2014). Занимается изучением восприятия театра французского драматурга, актера и режиссера Саша Гитри (1885-1957) во Франции и России. Переводит пьесы Гитри на русский язык.